Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бумеранг «закрытых списков»

Со вчерашнего дня коалиция еще есть, а коалиционного большинства уже нет
6 июня, 2008 - 20:09

Похоже, дело Александра Мороза живет и процветает. Многие ожидали подвоха со стороны «Единого центра», но порвалось в другом месте. Два тихих, незаметных депутата от БЮТ и НУ НС синхроннонаписали заявления о выходе из состава демократической коалиции и таким образом фактически ее уничтожили.

Никто не ожидал такого поворота событий. Утром регионалы привычно блокировали трибуну, депутаты из большинства не спеша рассаживались по местам. И вот вышел спикер Арсений Яценюк и объявил, что большинства уже, собственно, и нет.

— Не хотел бы давать оценок, но... в коалиции произошла определенная измена: поступили два заявления, которые два депутата вручили в аппарат Верховной Рады. Это заявление депутата Рыбака — член БЮТ, где он сообщает о своем выходе из коалиции демократических сил, и второе заявление — депутата Бута от НУ НС, гдеон также сообщает о выходе из коалиции. Я единственное, что хочу сказать: пусть эти люди опомнятся, — заявил Арсений Яценюк и закрыл заседание Верховной Рады.

Что, собственно, произошло? Коалиция жива или мертва? Регионы, конечно же, уверены, что мертва. И уже морально готовятся к «очень сложным переговорам» о создании новой коалиции или, в крайнем случае, к очередным досрочным выборам.

БЮТ и «Наша Украина» стараются демонстрировать присутствие духа и спокойствие. Мол, ничего страшного не произошло, а с предателями разберемся. Бютовец Андрей Кожемякин даже сообщил журналистом, что в блоке догадывались о намерениях Рыбака.

— Он давно уже общается с господином Балогой, то есть он уже давно готовился. Я считаю, что не бесплатно. Все для нас было ожидаемо и нормально. Нас это не удивило, — сказал Кожемякин.

В НУ НСе тоже заверяют, чтодемократическая коалиция продолжает юридически существовать, поскольку для ее развала необходимо заявление от фракций, а не от народных депутатов. Но тут есть юридическая закавыка. Согласно регламенту Верховной Рады (статья 166 пункт второй), если количество народных депутатов в коалиции меньше, чем определено в Конституции Украины — 226 человек, — то коалиция прекращает свое существование. По идее, о юридической смерти коалиции должен заявить спикер. Другое дело, сделает он это или нет. Юридический ответ на эту дилемму может дать Конституционный Суд, а там сейчас — полный «пул» Президента. Одним словом, на сегодняшний день в Раде сложилась парадоксальная ситуация — коалиция есть, а коалиционного большинства нет.

Политолог Вадим КАРАСЕВ в разговоре с «Днем» назвал вчерашний синхронный выход двух нардепов «инаугурацией распада коалиции» и началом формирований новых конфигураций в парламенте:

— Для того, чтобы коалиция могла юридически существовать, ей необходимо заручиться поддержкой некоалиционных фракций. А это значит, что парламент переходит из режима коалиционного голосования в режим голосований ситуативным большинством. Теперь правительство не может быть чисто коалиционным. Для того, чтобы продолжить существование, оно должно быть не коалиционным, а всей Верховной Рады. Правительству необходимо будет идти на компромиссы по законопроектам, по кадровым назначением и т.д. Есть ли в этом смысл для Тимошенко, для правительства? Неясно. Скорее всего, нет, — считает политолог.

Пожалуй, только очень наивный человек может предположить, что у дуплета народных избранников Бута и Рыбакова вдруг вот так спонтанно появилось непреодолимое желание выйти из коалиции. Очевидно, что эти люди — пешки в чей-то игре. И совершенно очевидно, против кого эта игра. Вчерашнее событие — это, в первую очередь, удар по Тимошенко.

— Я думаю, здесь сыграли свою роль два фактора, — рассуждает политолог Владимир ФЕСЕНКО. — Был временный коалиционный компромисс. Президент получил в рамках этого компромисса то, что ему было выгодно, например, новых судей КС. А дальше? Идти на уступки Тимошенко? Стабилизация коалиции? Но что даст Президенту стабилизация коалиции? Думаю, интерес Президента — максимально ослабить Тимошенко. И тут нужно действовать по принципу — куй железо, пока горячо. Во-первых, надо воспользоваться ситуацией после киевских выборов. Дожать еще раз Тимошенко на выборах. Раз это удалось в Киеве, то появилось искушение сделать это в рамках всей страны.

Второй момент: многие ожидали, что из-за нестабильной ситуации уменьшится рейтинг Тимошенко. А на самом деле, потеря рейтинга БЮТ прекратилась. И судя по всему, может произойти частичная стабилизация социально-экономической ситуации. Поэтому ждать, что ухудшится положение дел для Тимошенко, думаю, что рискованно.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия ТИМОШЕНКО: (на заседании научно-экспертной коллегии по проблемам социально-экономического развития страны):

— Меня пугает сегодняшняя ситуация, я честно вам говорю. Пугает, потому что политики теряют ответственность за свои слова, за публичные посылы, за свои решения, которые носят ситуативный и, может быть, даже вредящий на этом этапе для страны характер, но они имеют определенную политическую целесообразность. Я не знаю, как будут меняться местами команды в нашей бурной политической жизни. В нашей стране, собственно, есть все: прекрасные ресурсы, прекрасные интеллектуальные люди, есть Верховная Рада, правительство, общественность, есть Академия наук, есть очень много талантливых и умных людей с блестящим образованием... У нас, мне кажется, нет только одного — механизма по объединению в одно целое и наших возможностей, и нашего интеллектуального потенциала, и наших ресурсов.

Алена ЯХНО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ