Тунис, один из 22 членов Лиги арабских государств, находится в муках тяжелого и глубокого кризиса, разрешение которого, возможно, приведет к благоприятным последствиям. Это самая маленькая страна Северной Африки, расположенная на территории в 163 тыс. квадратных километров — примерно в два раза больше Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, вместе взятых. В Тунисе проживает 10,5 млн. человек.
Климат, история и культура этой страна отличаются очарованием и умеренностью. Некогда Тунис был столпом влияния Римской республики и империи, здесь проявлялся культурный динамизм. Первый африканский регион, обретший христианство, Тунис был землей Святого Августина и основным проводником католического евангелизма в Африке. Первоначально в основном берберский, он был завоеван арабами, исламизирован, и на протяжении столетий находился в зависимости от Оттоманской Порты и, следовательно, турок.
Он стал французским протекторатом, а не колонией — как в случае с соседним Алжиром — в XIX веке. Это объясняет, почему относительно хорошо сохранились местные тунисские социальные структуры и традиции.
После обретения независимости в 1956 году Тунис принял республиканскую конституцию во французском стиле, в результате чего была установлена президентская система правления. Первый президент Хабиб Бургиба был лидером освободительного движения, которое он привел к победе намного быстрее — и с меньшим насилием, — чем его коллега в Алжире. Прозападный лидер Бургиба поддерживал светский характер государства, который он перенял у Франции, а также свои многочисленные экономические связи с Западом (в частности, конечно, с Францией) гораздо более эффективно, чем это было в Алжире после обретения независимости.
Несколько редких (на протяжении многих лет) попыток марксистских групп захватить власть потерпели неудачу. В отличие от других африканских и ближневосточных стран, Тунис оставался в основном территорией свободного предпринимательства, которое способствовало определенному развитию промышленности. В последние годы он стал ведущим экспортером промышленных товаров, опередив даже Южную Африку и Египет.
В 1987 году состарившийся Бургиба стал слишком слабым, чтобы оставаться у власти. Его министр внутренних дел Зин эль-Абидин Бен Али после назначения премьер-министром вскоре смог добиться, чтобы Бургиба был признан непригодным к деятельности, по медицинским показателям, и вытеснил его с поста президента.
Новый лидер уже был известен репрессиями против исламского движения и своей политикой, которую он активизировал после того, как стал президентом. Немусульманские и вообще светские тунисские граждане — и большая часть мировой общественности, в частности Франции, — приветствовали это. Люди оправдывали жестокость, которая скрывалась за политикой Бен Али, одобряли результаты, не наблюдая и не ставя под сомнение методы, при помощи которых они были достигнуты.
Но эти методы в итоге привели к почти полному подавлению какой-либо свободы слова в Тунисе: цензуре прессы, тюремному заключению журналистов, политическим судебным процессам и арестам представителей всех кругов общества, а не только связанных с исламским движением. Цель состояла в подавлении любых форм демократической оппозиции.
В конечном итоге режим Бен Али стал чистой диктатурой. Вместе со своей семьей он создал бызнес-империи в рамках местной экономики, скупая почти все отрасли и обеспечивая собственное богатство.
Но политика индустриализации была сохранена. Появился подлинный средний класс, который можно было сравнить с египетским, но отличающийся от любой другой арабской страны, за возможным исключением Марокко.
А потом, как это произошло везде, глобальный экономический кризис, который начался в 2008 году, ограничил рост, разжигая социальную напряженность. Поскольку пресса и парламент были в наморднике, единственный способ ослабить эту напряженность состоял в выходе на улицы.
Полиция несколько раз стреляла в толпу, но оказалась слишком слабой, чтобы запугать демонстрантов. Наступил решающий момент, когда армия воздержалась от подавления протестов. После отказа армии поддержать режим, Бен Али бежал в Саудовскую Аравию, поскольку Франция отказалась принять его в изгнании.
В определенный момент появилась надежда на создание правительства национального единства, в котором осколки кабинета Бен Али и оппозиция объединились бы для подготовки президентских выборов. Но разъяренная общественность не была готова принять ни одного из представителей старого режима. Единственный оставшийся вариант состоял в создании коалиции из старой оппозиции, которая, учитывая отсутствие уважаемых институциональных рамок, сделала бы возврат к стабильности медленным, трудным и опасным.
Таким образом, Тунис оказался в опасности. В результате исламизм может одержать верх. Но также возможно, что Тунис переживает первую в истории арабского мира «буржуазную» революцию. Если это так, то восстание в Тунисе может стать событием, которое изменит правила игры во всем регионе.
Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции и бывший лидер Партии социалистов.