Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быть или не быть украинским церквям в европейском сообществе?

14 декабря, 2007 - 19:36
«ЗВОНОК ШЕФА» / ФОТО ВЛАДИМИРА ФАЛИНА

13 декабря в религиозной жизни Киева произошло важное событие — презентация украинского перевода европейской «Экуменической хартии», в которой христианам предложены «направления сотрудничества между различными церквями Европы». Эта хартия была разработана и принята двумя церковными организациями — Советом епископских конференций Европы (СЕКЕ), который представляет всех римско-католических епископов континента, и Конференции европейских церквей (КЕЦ), в которую входят православные, протестантская, англиканская, старокатолическая и независимые церкви. Стоит сразу же обратить внимание на то, что ни одна украинская церковь, несмотря на численность общин и историческое значение наших церквей, в состав КЕЦ до сих пор не входит.

Какие задачи ставит перед собой «Экуменическая хартия» церквей Европы? И второй вопрос — почему, собственно, церковная Украина оказалась исключенной из духовного европейского сообщества?

Ниже приведем (в сокращенном виде) наиболее важные, в том числе и для украинской религиозной жизни, положения «Экуменической хартии», которые сегодня определяют мировоззрение и обязанности европейских церквей ХХI века (напомним, что термин «экуменический» тождественен термину «вселенский», «всемирный»).

«Мы (представители КЕЦ и СЕКЕ) твердо решили сохранять и развивать сообщество, сложившееся в нашей среде, — ведь Христос молился: «Чтобы все были одно: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе!». На сегодняшний день разнообразные формы экуменического сотрудничества доказали свою эффективность.

Осознавая нашу вину и готовность покаяться, мы должны стремиться преодолеть разделение, которое еще существует среди церквей, чтобы, объединясь, мы могли правильно провозглашать Евангельское послание среди всех народов.

Руководствуясь Евангелием, мы стремимся стать на защиту достоинства человеческой личности, созданной по образу Божьему, и как церковное сообщество делать вклад в примирение между различными народами и культурами.

«Экуменическая хартия» обращает внимание также на то, что все мы признаем триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа, в соответствии с Никео-Константинопольским символом веры, и верим в «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Поэтому наша первостепенная экуменическая задача — являть людям это единство, которое всегда есть дар Божий.

Очень важно, чтобы весь народ Божий придерживался Евангелия в социальной сфере, принимая на себя ответственность в социальных и политических вопросах.

Все мы должны обсуждать наши планы евангелизации с другими церквями, заключая с ними соглашения, — чтобы избегать вредного соперничества и риска новых расколов.

Следует признавать духовное достояние разных церковных традиций, с благодарностью заимствовать все лучшее друг у друга. А каждая церковь должна искоренять предубеждения, стремиться к совместным встречам, помогать другим.

Надо действовать совместно на всех уровнях церковной жизни, защищать права меньшинств и содействовать устранению вражды между церквями большинства и церквями меньшинства в наших странах.

Мы должны молиться друг за друга, учиться ценить богослужение и другие формы духовной жизни других церквей, а также делать все необходимое для евхаристического общения, защищать христианские ценности от любых посягательств.

Как известно, христианам не удалось избежать страданий и разрушений, которые совершали европейцы как в Европе, так и за ее пределами. Мы признаем вашу и нашу вину в этом и просим прощения у Бога.

На основе нашей христианской веры мы будем прилагать усилия для гуманной, социально справедливой Европы, становиться на защиту жизни, на защиту бедных, а также призываем всех уметь прощать и сопереживать другим.

Через церкви мы должны противодействовать опасности, которая может превратить Европу в интегрированный Запад и неинтегрированный Восток, а также действовать для того, чтобы не произошло разделения Европы на Север и Юг.

Мы обязываемся противодействовать проявлениям какого-либо национализма, который приводит к угнетению других людей и национальных меньшинств.

Мы осуждаем все проявления антисемитизма, все вспышки ненависти и преследования еврейского народа. Мы просим прощения у Бога за антиеврейские настроения среди христиан и просим у наших еврейских братьев и сестер примирения. Необходимо всегда осознавать ту связь, которая существует между христианской верой и иудаизмом...».

Эту благородную хартию подписали митрополит Иеремия, президент Конференции европейских церквей, и кардинал Милослав Велк, президент Совета епископских конференций Европы.

А что же мы, что церкви Украины? Какое участие принимают наши верующие в общем гуманистическом тренде христианской жизни Европы? К сожалению, до сих пор — минимальное.

Как-то так получается, что народ Украины, народ древней православной цивилизации, который является едва ли не самой большой православной общиной в мире, сегодня почти полностью отрезан от христианской жизни Европы и живет в средневековой замкнутости. Правильно ли это, справедливо ли? Почему из-за амбиций и интриг соседнего государства наше православие лишено возможности общения с европейскими православными, с представителями других церквей, лишено обмена опытом и проблемами? Тем более что Украине есть что показать и помимо православия, например, уникальный Совет церквей и религиозных организаций, который функционирует в стране уже много, лет, и в состав которого входят не только христиане различных конфессий, но также мусульмане, иудеи и др., как напомнил об этом Николай Новаченко (Госкомитет по делам национальностей и религий). То есть это уникальный опыт межконфессионального сотрудничества. Но Совет церквей и религиозных организаций, как и все другие наши достижения, так и не стал частью европейской церковной жизни.

Тем более важным является событие, которое ныне произошло в помещении Киевской православной богословской академии Киевского патриархата, а именно — презентация украинского варианта европейской «Экуменической хартии» христианскому сообществу. В презентации и обсуждении принимали участие патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет, архиепископ Переяслав-Хмельницкий, ректор Киевской православной богословской академии Димитрий Рудюк, заместитель председателя Конференции римско- католических епископов Украины Маркиян Трофимьяк, секретарь КП отец Илларион, архиепископ Евангельских баптистских церквей Грузии Малхаз Сонгулашвили, епископ Михаил Паночко (председатель Всеукраинского союза христиан веры евангельской — пятидесятников) и др. Вел заседание пресс-секретарь Киевского патриархата архимандрит Евстратий Зоря.

Выступления присутствующих представителей нескольких украинских церквей были единодушны — украинские христианские церкви имеют все права стать полноправными членами христианского сообщества Европы. В этом уверен также член КЕЦ, архиепископ евангельских баптистских церквей Грузии Малхаз Сонгулашвили. В своем выступлении он подчеркнул, что вхождение или невхождение в христианское сообщество Европы в значительной степени зависит от активности и желания самих украинских церквей. В частности, Киевский патриархат имеет полное право на членство в КЕЦ и уже сегодня должен принять как руководство к действию «Экуменическую хартию» и сотрудничать с другими христианскими религиями. Нет никаких причин для изоляции Киевского патриархата. По словам епископа Малхаза Сонгулашвили, хартия — это будущее в наших руках. По случаю грузинский епископ рассказал старую кавказскую притчу о мудреце, которого решил проверить неверующий мальчик. Он поймал птичку, зажал ее в руке и спросил у мудреца: «Угадай — живая птичка или мертвая?». Тот ответил: «Это зависит только от тебя!».

Об этом же говорил и секретарь КП архимандрит Ларион: «Это ненормально, что большая православная церковь (около 11 миллионов верующих) полностью отделена от европейской жизни. Но все меняется: мы перевели хартию, мы принимаем ее. И это надежное доказательство того, что мы готовы вступить в христианское сообщество Европы!».

Католический епископ Маркиян Трофимьяк обратил внимание присутствующих, что на презентации хартии собрались единомышленники различных христианских церквей: «Вспомним, что всего в десяти заповедях Иисуса заложено все необходимое для спасения человечества». И хартия также может изменить лицо мира, страны, церкви. Сегодня церкви Украины разделены на враждующие части, поэтому «пора становиться на путь встречи с Христом. Я рад, что Украина получила хартию. А ее реализация зависит от всех нас — при всех обрядовых и исторических различиях между нами».

Ректор Киевской православной богословской академии архиепископ Дмитрий Рудюк с радостью подчеркнул, что появление украинской версии «Экуменической хартии» — это настоящий духовный прорыв. По его мнению, не только православие, но и другие украинские христианские церкви должны засвидетельствовать свою веру во всем мире. «Ведь Запад уже «дожился» — в некоторых странах ограничивают даже празднование Рождества! Экуменическое движение сегодня — движение свидетельства, проповеди веры Христовой». И еще дополнил: «Для меня это выдающийся день!».

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины рассказал, что все, о чем идет речь в хартии, происходит также в Украине. Вспомнить хотя бы постоянное функционирование Совета церквей и религиозных организаций, где мирно заседают верующие различных религий и церквей — там в полную силу действуют основы хартии. «Мы, однако, хотим войти в состав объединенных структур христианских церквей Европы, образованных еще в 60-е годы прошлого века, когда нависала угроза ядерной войны. Тогда, в значительной мере благодаря влиянию и давлению церквей Европы, ядерная война отступила. Там, где политики не договорились, церковники — договорились. Я сам был свидетелем многих опасных событий в послевоенной Европе. Сегодня над человечеством также висит угроза уничтожения, но по другим причинам, в частности, из-за однополых браков, которые во многих странах разрешены законом. Это означает только одно — идет вырождение христианской морали, христианская цивилизация движется к самоуничтожению. И задача всех церквей — спасти Европу от этого самоуничтожения. Это одна из причин, которые заставляют нас вступать в Европейскую конференцию. Тем более что сегодня туда входят все государства — кроме Украины! Между тем духовность украинского человека превосходит, при всех своих недостатках, духовность западного европейца. И если нас не примут в состав Европейской конференции, то от этого больше пострадает Запад, чем Украина. Главной преградой на нашем пути в КЕЦ является, как всегда, Россия. Я говорю здесь не только от имени Киевского патриархата, но и от всех церквей Украины».

Сегодня мы предприняли первый шаг — показали миру, что мы разделяем принципы «Экуменической хартии» и что без украинской церкви сложно будет восстановить духовность Европы.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ