Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быть украинцем — это классно

14 сентября, 2001 - 00:00

КАЖДЫЙ ИЗБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ

Первые шаги будешь помнить всю жизнь: они тяжелые, с надрывом, несут память пинков, горьких обид и оскорблений и смешаны с угрызениями совести — это, пожалуй, тяжелее всего. По структуре они металло-каменные, отважные и решительные в своей необратимой поступи, серого цвета, как небо, покрытое густыми облаками, как асфальт дороги от дома до взлетной полосы самолета, и занимающийся рассвет в до боли знакомых оконных стеклах, в твоем прощальном взгляде. Да и самолет, взлетающий в небо, будет пепельно-серым, если не от слез, то от горьких дум...



Остаются дети, маленькие дети, и родители оставляют своих детей дома во имя некого туманного будущего. Все бы ничего: этот мир давно живет во взаимопроникающей и ассимилированной структуре различных культур, вероисповеданий, языков, цветов кожи и всего такого прочего. Но... есть еще одно отличие, формальное и ничтожное, собственно, как и все ничтожное, — это цвет «кожи» паспорта. Проблема визового пересечения границы так и остается нерешенной для украинских граждан. Одноразовое (single VISA) или многократное (multi VISA) пересечение границы — процесс, подлежащий контролю, и, стало быть, это действительно целый этап последовательных действий, требующих дополнительных усилий.

Все мы — дети одной планеты. В известном и любимом рассказе Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» есть такие слова: «если хочешь быть там — будь там...» Стало быть, если хочешь быть там — будь там, где ты хочешь, если хочешь быть здесь — будь здесь; ведь, в конечном счете, все так относительно близко и так далеко, что каждый может выбрать свой собственный путь. А победителей не судят. Если будет получаться — побеждай, а главное — занимайся творчеством, твори, создавай: побеждай себя и твори себя, и не суть важно, где именно и при каких обстоятельствах.

В преддверии побед всегда найдутся те, кто все знает заранее, и не преминет бросить свысока: «Не сиделось дураку дома...» — но судьба улыбается отважным, и найдутся также другие, кто потом скажет: «У него все получается к лучшему и из худшего, и из наихудшего, и из совсем плохого здесь и там, да и вообще, где угодно...»

Растет численность нового поколения украинских граждан в дальних заморских странах, и растут-подрастают украиноязычные дети с заметным английским или еще каким-нибудь другим акцентом. Но опыт прошедших переселений украинцев за границу показывает: третье поколение украинцев украинским языком уже не владеет — тоска по родине им уже незнакома, это у них уже «не болит», потребность общаться и знать язык предков отпадает прямо соразмерно ассимиляции в иноязычную среду. Остается, очевидно, всего лишь известный интерес к своей родословной и культуре... И все. После этого многоточия приходится долго, очень долго молчать.

И все же, наверное, довольно обиженных взглядов назад: тот, кто хочет быть обиженным и униженным — будет им, тот же, кто захочет быть гордым и достойным — будет именно таким, и желающие сохранить свою национальную самобытность ее сохранят.

У украинцев есть одна историческая родина — Украина, и она «сказывается» нам столетней болью. Это плохо, что всем нам приходится искать свое «счастье» где-то в мире, но, как написал Соломон на своем перстне, «и это пройдет».

ЧУВСТВУЕМ ЛИ МЫ СЕБЯ УКРАИНЦАМИ?

Украинские граждане за границей не всегда чувствуют себя украинцами.

Во-первых, вторая родина не всегда является исторически благоприятной для нас, и часто нам, чтобы выжить и прижиться, приходится быть русскоязычными.

Во-вторых, к сожалению, слишком многие украинские граждане, прежде чем пересечь границу, уже впитали в себя безнациональную, зачастую русскоязычную психологию поведения. Наигранный циничный космополитизм, вопиющее бескультурье, невежество легко обнажаются благодаря незнанию ни одного из иностранных языков, истории, культуры, да еще частому употреблению грубого русского мата в качестве единственного доказательства собственной убежденности в принадлежности к русской культуре. Этакое пренебрежительное отношение к Украине позволяют себе и генетические украинцы, и те, кто имеет как украинские, так и русские корни, и россияне из Украины как в Украине, так и за ее пределами. Отмечу еще раз: наиболее откровенное «в прямом эфире» непосредственного общения пренебрежение к украинской культуре выражается со стороны выходцев из Украины.

Многоуважаемые русскоязычные украинцы! Если вы считаете себя космополитами — не нужно изучать украинский язык, не изучайте вашу национальную историю, оставайтесь и впредь аполитичными и переходите на более распространенные мировые языки — китайский, английский и прочие языки межнационального общения. При этом вы, по крайней мере, станете более демократичными и демократическими, а стало быть, и более тактичными в ваших высказываниях об Украине. Это же замечательно — принадлежать к безнациональной мировой общественности, быть просто землянином. Дерзайте...

В демократических многонациональных обществах Америки, Канады, Британии терпимость к другим нациям вошла в норму поведения, и она продолжается как процесс, разумеется, до сих пор. Чем выше степень уважения к другим нациям и цветам кожи — тем более демократическим и цивилизованным становится общество. В результате от этого выигрывают все: сами англичане, немцы, американцы, канадцы — все. Самые прогрессивные общества — демократические, многоязычные, разнорелигиозные, разноцветные.

В связи с различными обстоятельствами терпимая ко всем — россиянам, евреям, полякам, немцам и прочим народам — Украина привила себе так мало терпимости как к территориальной государственной структуре и к украинцам как нации. Это тяжелое наследие нам нести еще долго и трудно.

А ПОЧЕМУ НАС ДОЛЖНЫ ГДЕ-ТО ЖДАТЬ?

Первому поколению эмигрантов всегда очень тяжело ассимилироваться в незнакомое общество, языковой барьер сопровождает их всю дальнейшую жизнь. Первым всегда труднее, первая эмиграция напоминает выход в космос: состояние оторванности от земли, языковой вакуум, чужие традиции, другие законы — и тривиальный вопрос не дает тебе покоя еще очень долгое время: «А кому ты здесь нужен? Кто тебя здесь ждет?» Собственную потребность в себе нужно создать.

Хотя, собственно говоря, почему нас должны где-то ждать? За долгие годы эти народы создали свои государства, а мы приходим на все «готовое», мы пользуемся плодами их созидания и благосостояния. Чтобы там оказаться и быть не лишним и полезным, нужно, во всяком случае, уметь что-то делать, быть оригинальным профессионалом, суметь выдержать острую и напряженную конкуренцию. У этих народов своих проблем достаточно и без нас. Каждый новоприбывший — это новые проблемы. Их можно понять.

Даже с продолжительным промежутком времени трансформация в общественную жизнь новой родины совсем мизерная. Ну что ж, такие уж мы есть в своем подавляющем большинстве — практично- непрактичные. Так что все рано или поздно приходят в различные ячейки, церкви, клубы или хотя бы, по крайней мере, рестораны с украинской кухней.

Маленькие средоточия украинской культуры, украинской жизни за рубежом — как мини-островки Украины. Их возглавляют добрые самоотверженные энтузиасты на общественных началах. Преобладающими факторами их деятельности являются искренние попытки помочь украинским гражданам. Помочь всем во всем невозможно — это все равно, что объять необъятное, масштабный, трудный и длительный процесс. Но все же при этом здесь безотказно помогают всем — временным жильем, поиском работы, рекомендациями в различные учреждения, консультацией по поводу тех или иных законов, переводом и засвидетельствованием различных документов, могут помочь добрым, утешительным советом и просто словом на тебе понятном языке — украинском или русском.

Украинские граждане группируются также с выходцами из бывшего социалистического лагеря. Во-первых, они больше странствуют по свету; во-вторых, с ними всегда можно поладить; в-третьих, у нас подобная культура и подобные проблемы ассимиляции, мы все еще «оттуда», с «той» ментальностью.

Со временем, изучив иностранный язык или хотя бы его основы, представители всех стран с удовольствием охотно общаются между собой уже на языке коренного населения. Это упрощает процесс ассимиляции, свидетельствует об определенном уровне приспособленности к новой родине. Бывшие русскоязычные люди находят более простой путь к взаимопониманию посредством английского языка. В общем, это закономерно.

НАМ НУЖНО УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Никто не сможет сегодня точно назвать количество украинских граждан за рубежом даже в некоторой отдельно взятой стране, так как люди едут туда всякими правдами и неправдами, легально и нелегально, с собственными и фальшивыми паспортами чужих стран и нередко остаются... один на один со своими проблемами. Исторические родины всех народов помогают «своим» во всех других странах мира адаптироваться в новых условиях материально и морально. Украинские же граждане за границей не испытывают чувства защищенности со стороны государства. Украинский чиновник не озабочен проблемами украинских граждан дома, не намерен он обременять себя этими проблемами и там, так как это антагонистически вступало бы в противоречие с его интересами по карьерному пути. А вот британского украинца он уже, по крайней мере, уважает, как и сама ее величество Великобритания. Британский украинец — украинец из Британии, и на вопрос корреспондента иEvening Standard(, заданный через переводчика: «Кем вы себя чувствуете здесь — британцем или украинцем?» — отвечает по-английски: «Британцем».

Залогом успеха любого дела, согласно расхожему объективно- практичному, несколько упрощенному и глубоко прагматичному утверждению, являются деньги. А так уж ли много среди нас, украинцев, богатых? Среди украинцев во всем мире, согласно обнародованным в начале 90-х годов данным, было всего не более десяти миллионеров. Но не тех, кто воровал, а тех, кто зарабатывал. Это очень и очень немного.

Новое течение эмигрантов из Украины в начале 90-х и сейчас является более массовым по сравнению с предыдущими, более аполитичным, более дальновидным с деловой точки зрения и, в общем, более образованным. Эта генерация уже сегодня приносит Украине немалые валютные поступления, кормит и одевает свои семьи в Украине, а после возвращения создает новые рабочие места, пишет, творит и генерирует различные новые идеи, в том числе и направления пути к выходу из кризиса в Украине. Среди них, молодых, вдохновенных и перспективных, довольно скоро появятся политические и экономические лидеры, творческие личности. За рубежом они учатся в Гарварде, Беркли, Оксфорде и других менее известных университетах прогрессивно мыслить, анализируют и сравнивают, раскрываются как личности в различных отраслях, раскрываются в ежедневном творческом труде.

Деньги, безусловно, важное условие, особенно в начале переезда, но это не единственный фактор эмиграции. Это генерация широкого спектра. В ней отражен определенный отпечаток расслоения и в самой Украине — здесь есть и патриоты, есть и непатриоты. Но для того, чтобы сами украинцы, украинские россияне, украинские евреи, украинские поляки и представители всех остальных наций гордились украинским гражданством и относились к себе с чувством собственного достоинства, — нам всем нужно нормальное государство Украина.

МЫ — МАЛЕНЬКАЯ ЧАСТИЧКА УКРАИНЫ

Процесс отъезда украинских граждан непрерывный и нарастающий. Украинцы и неукраинцы покидают Украину массово, и в основном уезжает трудоспособное взрослое население с высшим образованием, научными степенями, да и просто «хлеборобы». И поначалу почти все они верят в то, что когда- то вернутся в свою родную Украину, а это всего лишь временная командировка за границу. Но только нет ничего более стабильного, чем временность. Большинство не возвратится в Украину по различным причинам. «Но и из Украины все не выедут», — констатирует всезнающий государственный чиновник. Безусловно, отъезд украинских граждан за границу — негативное для создания государства явление, но, увы, сегодня массовая эмиграция — объективная реальность, и воспринимать ее нужно с пониманием.

Все прослойки населения есть здесь и там. Украина — здесь и Украина — там, потому что Украина может быть где угодно, если есть хоть один украинский гражданин с хорошим мнением и добрыми словами о ней. И проявлять свою любовь к Украине можно по-разному: прилагать усилия к построению Украины как дома, так и за ее пределами, быть украинским гражданином или гражданином других стран. Главное — действовать, а не скулить о плохих условиях жизни, главное — создавать свою жизнь, а значит, создавать и Украину.

Если хочешь — оставайся в Украине, хочешь — едь открывать мир с другой стороны: что-то ты привезешь с собой, чему-то научишься у других. Не все в Украине, не все за ее пределами будут победителями, не все станут гениями или сказочно разбогатеют, но кому-нибудь из вас обязательно посчастливится засветиться славой, незаурядным талантом. Кому-нибудь из вас, очень способных и полных вдохновения, обязательно удастся стать лучшими из лучших на мировых сценах. Помнить всегда и везде о своем украинском или неукраинском происхождении — это нормально. Не помнить — нет.

В отличие от предыдущих переселений украинцев, новое поколение генерации будет иметь возможность в любое время приезжать в Украину и оставаться здесь. Все же это утешительно, это немного обнадеживает.

И будут рождаться двух-, трех- и многоязычные украинские дети в Украине и в других странах, и продолжится полет наших предков в вечность на генетических спиралях ДНК уже наших детей и детей наших детей. С любовью, с гордостью? Да! Мы, как и наши дети, являемся маленькой частичкой Украины, где бы мы ни были. Чувствовать себя украинцем — это круто. Быть украинцем — это классно. Мы есть и будем, даже тысячелетие спустя, — как наши предки в нас, так и мы будем продолжать жить в наших детях. Мы есть, потому что мы все-таки живы, мы выжили на своей земле и за ее пределами. И мы не лучше других народов на планете, мы не «избранный Богом народ», мы — нормальная нация с жизнеспособным, сильным генофондом. Мы насчитываем от истоков нашего народа по меньшей мере десять тысяч лет, еще с эпохи Трипольской культуры, и при этом мы не можем быть слабыми от природы, так как мы сильная, нормальная, здоровая нация. У нас рождались и будут рождаться первоклассные спортсмены, музыканты, художники, поэты, писатели. Наша земля потенциально запрограммирована рождать и растить гениев человечества: Шевченко, Королев, Сикорский, Полюй....

Уважайте себя и других, и тогда нас будут уважать другие народы на всех континентах.

Чаплинская Ирина Орестовна, 34 года. В 1992 году закончила Тернопольский медицинский институт. С 1993 года — врач-хирург в Киеве. Замужем, имеет двухлетнюю дочурку. Печаталась в научно-популярной периодике. Сейчас учится и работает в Лондоне.

Ирина ЧАПЛИНСКАЯ, Великобритания
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ