Министр финансов Игорь Митюков с парламентской трибуны сообщил, что бюджет на следующий год предлагается бездефицитный. Общий объем доходов сводного бюджета — 521 млрд. гривен (27, 4% прогнозированного объема валового внутреннего продукта). Бюджетом также предусмотрены выплаты по государственному долгу, которые предварительно оцениваются в 12,4 млрд. грн. Из них 6,3 млрд. грн — выплаты по внутреннему долгу, а 6,1 млрд. грн — внешние долговые выплаты по расчетному курсу $ — 6,3 грн.
По словам И.Митюкова, ключевым приоритетом при составлении бюджета на следующий год были социальные аспекты: расходы социального направления возрастают на 29 % по сравнению с текущим годом, предусмотрено увеличение на 25 % зарплат работникам социально-культурной сферы, объем ассигнований на погашение задолженности государства перед гражданами, потерявшими денежные сбережения вследствие их обесценивания, в сумме 200 млн. грн.
Первый день бюджетного процесса, который стартовал вчера и который в следующие несколько месяцев будет господствовать в сессионном зале, завершил премьер-министр Виктор Ющенко. Он назвал 10 основных признаков представленного главного финансового документа страны, существенно отличающих его от предшественников. По словам В.Ющенко, бюджет- 2001 позволит не наращивать государственный долг, не проедать средства от приватизации, создать условия для пенсионной реформы, поддержать село, обеспечить социальную защиту граждан и стать первым шагом на пути бюджетной реформы. Но мнение большинства народных депутатов существенно отличалось от перечисленных премьерских эпитетов.
Уже с парламентской трибуны председатель бюджетного комитета ВР Александр Турчинов заявил, что из 29 положений бюджетной резолюции парламента не выполнено 11... Заслуживает внимания и предложение представителя «Батьківщини»: «При всей ограниченности бюджетных ресурсов, должны быть предусмотрены расходы, без которых не может функционировать народное хозяйство. В частности, это касается топливно-энергетического комплекса, в котором не предусмотрены расходы на создание резервных запасов ядерного топлива, реконструкцию энергоблоков, военную охрану ядерных объектов», — считает Турчинов. Категорически против представленного бюджета в ысказался вчера лидер крупнейшей (114 человек) парламентской фракции — КПУ — Петр Симоненко. «Если не будут изменены идеология и основные показатели этого бюджета, мы будем голосовать против», — передает его слова Интерфакс-Украина. Представители других фракций также склонны с казать скорее «нет», чем «да» правительственному варианту главного финансового документа страны.
КОММЕНТАРИИ
Анатолий КИНАХ, фракция НДП:
Для Украины этот период очень ответственный. Нам не следует гордиться макроэкономическим ростом показателей нашей национальной экономики. Потому что это очень слабые позитивные моменты, которые, к сожалению, строятся не на эффективных структурных рыночных реформах, а являются, в первую очередь, следствием позитивной конъюнктуры на внешнем рынке, где после финансового кризиса 98-го года резко выросла потребность в некоторых видах нашей экспортной продукции. А также девальвации нашей гривни, за счет чего повысилась конкурентоспособность отечественной продукции. Сегодня очень важно, чтобы все усилия власти, общества были направлены на решение качественных проблем нашей экономики. Поскольку параллельно с ростом объемов производства ВВП мы имеем такие неприятные процессы, как ухудшение структуры ВВП, ухудшение структуры экспорта, снижение реальной заработной платы, рост показателей дебиторской и кредиторской задолженностей. Поэтому необходимо, чтобы и бюджетная, и финансовая, и структурная, и инвестиционная политика были направлены на решение этих проблем. В том числе, через бюджетные регуляторы.
К сожалению, я вынужден констатировать, что проект бюджета, представленный на рассмотрение Верховной Рады, повторяет все недостатки бюджета текущего года. А с учетом всех выше указанных негативных тенденций, он еще и усиливает их. В том числе из-за того, что он сформирован на старой налоговой основе, которая является катализатором этих негативных тенденций.
Этот бюджет не является реформаторским. Он будет закреплять очень серьезные структурные и качественные недостатки нашей экономики. Поэтому необходимо сделать все, чтобы и народные депутаты, и правительство поняли, что государство, которое строит несовершенную бюджетную политику, имеющую неэффективную, суперфискальную налоговую систему, никогда не будет конкурентоспособным. И те депутаты, и должностные лица, которые понимают это, должны отбросить при решении этого вопроса все политические и идеологические мелочи. Потому что сейчас решается, какое место будет занимать Украина в мировом распределении труда, мировом содружестве.
Что касается межбюджетных отношений, то этот проект бюджета повторяет недопустимую ситуацию гиперконцентрации ресурсов в центре. Это абсолютно не отвечает содержанию региональной политики и важности оптимального согласования интересов центра и региона: очень мешает инициативе развития регионов и закрепляет в одностороннем варианте влияние чиновничества, бюрократии и другие нелады ручного управления выполнения бюджета.
Виктор СУСЛОВ, фракция СДПУ(о):
— Вообще этот бюджетный процесс является достаточно консервативным. Но его политическая новизна в том, что его разработало и представляет правительство, которое имеет поддержку в парламенте. Мне кажется, что правительство пошло путем «лучше синица в руке». Это можно проиллюстрировать такими моментами, как налоговые поступления. Правительство планирует снять ряд налоговых сборов. Но я убежден, что настроения среди депутатов более радикальные. Они хотели бы существенного уменьшения налогового давления. С позиции правительства, это существенное уменьшение означает увеличение фискального дефицита бюджета. Но к этому бюджету и так есть много претензий со стороны международных организаций, которые говорят, что заявленный уровень неналоговых поступлений является слишком большим, и это создает риск для выполнения бюджета. Поэтому депутатские попытки еще уменьшить налоговое давление встречают непонимание со стороны правительства. По моему мнению, такой консерватизм со стороны правительства является оправданным. Поскольку иначе парламенту пришлось бы наряду с существенным уменьшением налоговой нагрузки существенно уменьшить и налоговую систему бюджета. А это маловероятно. Ибо возникнет дефицит бюджета. А реальных источников для финансирования дефицита у нас пока нет. Поэтому, как я думаю, это консервативный бюджет с вкраплениями реформаторских шагов. Шаги делаются в правильном направлении, но парламенту хочется, чтобы они были большими, более решительными. Что касается 9 миллиардов от приватизации, то это цифра очень напряженная. Для того, чтобы ее реализовать, требуется несколько предпосылок. При благоприятной экономической ситуации один и тот же объект будет стоить больше, чем при неблагоприятной. Это, собственно, еще один момент, который будет вынуждать и правительство, и парламент искать возможные совместные решения для улучшения инвестиционной привлекательности Украины. Тогда эти 9 млрд. грн. окажутся не такими уж и невероятными.
Виктор ПИНЗЕНИК, фракция «Реформы—Конгресс»:
— Нормальный тот бюджет, который является сбалансированным. В этом заложена правильная идея бездефицитного бюджета. Но бездефицитный бюджет означает, что ни одна статья не оставлена без финансирования. Однако сегодня уже звучали вопросы: что продать, чтобы сохранить 9 млрд. грн.? Из запланированных на этот год приватизационных поступлений в размере 2,5 млрд. грн. за 8 месяцев получено менее половины.
Второй негативный момент касается соответствия бюджетных средств реальным потребностям бюджетных секторов. Третья проблема — это межбюджетные взаимоотношения. Во-первых, все области — дотационные. А во-вторых, все принципы старой советской системы успешно из года в год переносятся для использования в следующем году. Я понимаю, что невозможно сразу все ломать. Но начать экспериментально внедрять закрепление ответственности за регионами — необходимо. Поэтому бюджет должен получить серьезные уточнения, чтобы он прошел через парламент.
Богдан ГУБСКИЙ, фракция СДПУ(о):
— Если мы хотим, чтобы социальные расходы были полностью покрыты, мы должны понимать, что должна быть выполнена доходная часть бюджета. Ведь мы прекрасно знаем, что при уменьшении доходов бюджета в первую очередь секвестрируются социальные расходы. Например, запланировано повышение зарплаты работникам бюджетной сферы на 25%, но инфляция составила 19,5%. То есть, это не повышение заработной платы, а только индексация.
Второй момент: выплаты по взносам в сберегательный банк. Запланировано 200 млн. грн., а в этом году из запланированной суммы выплачено только 65 млн. грн., что составляет 33%. В прошлом году выполнение этой статьи было на уровне 5%, т.е. гарантировать 200 млн. грн. в следующем году будет выплатить очень тяжело.
А теперь посмотрим на доходную часть бюджета. Основная ее часть — это доходы от приватизации имущества (9,2 млрд. грн.). В этом году из запланированных 2,57 млрд. грн. выполнено 0,2 млрд. (т.е., только 19%). Почему мы должны быть уверены, что в будущем году будет собрано в восемь раз больше? А эта часть доходов бюджета замыкает на себе социальные выплаты. То есть, мы поставили социальные выплаты в зависимость от такой нестабильной статьи, как доходы от приватизации госимущества.
Если бы все параметры этого бюджета были абсолютно реальными, можно было бы сказать, что он является неплохим. Нельзя дальше уже жить в долг. Лучше получить меньше, но реально, и жить только на те доходы, которые есть.