Вчерашний парламентский день для бюджетной эпопеи оказался неудачным: после трехчасовых дебатов Верховная Рада поручила комитету по вопросам бюджета совместно с Кабмином и авторами поправок доработать проект госбюджета на 2005 год и вынести его на рассмотрение парламента 3 ноября. За это решение проголосовали в среду все 247 депутатов, зарегистрировавшихся в сессионном зале. На голосование ставилось предложение проголосовать за поправки фракций и групп и направить их в Кабмин для доработки и возвращения в парламент на дальнейшее рассмотрение. Звучало также предложение о возвращении проекта госбюджета на повторное первое чтение. Однако они не нашли поддержки зала. Поддержать постановление об одобрении выводов и предложений бюджетного комитета отказалась фракция Компартии, мотивируя свою позицию нежеланием поддерживать правительственный вариант госбюджета.
Процесс утверждения сметы государственных расходов и доходов в спокойном режиме не проходил никогда, однако на этот раз камнем преткновения стали не те или иные его параграфы, а … элементарная нехватка голосов. На утреннем заседании зарегистрировалось всего 248 народных избранников. Кресла представителей шести фракций большинства, ранее заявивших о своем неучастии в законодательной работе, пустовали. Пустовала и правительственная ложа. То есть ранее озвученное намерение снять «блокаду» к 20 октября «забастовщики» так и не реализовали. Представители шести «бастующих» фракций продолжают акцию протеста против превращения парламентской трибуны в, по выражению Степана Гавриша, «площадку для охоты на политических оппонентов». Иллюстрацией данной позиции могут, вероятно, служить высказывания типа (цитируется по стенограмме парламентских заседаний): «Прекрасно понимаю, что украинская культура в случае победы Януковича будет развиваться на уровне «Владимирского централа» (из выступления «нашеукраинца» Яворивского), «в остановке невиданного разгула админресурса, незаконного формирования избирательных комиссий, антиконституционного привлечения силовых структур государства к избирательной кампании правящий режим стремится обеспечить на президентских выборах победу кандидата от Кучмы. Коронным номером президентской гонки провластного кандидата стало повышение зарплат и доплаты к пенсиям...» (член фракции СПУ Мельничук), «...разжигается межнациональная вражда, пропагандируется гражданская война со стороны вашего кандидата, потому что выходные данные Януковича и всех грязных листовок одни и те же...» (член «НУ» Соболев) и т.п. В то же время члены фракции БЮТ, не дожидаясь результатов выборов, уже называют Виктора Ющенко «народным президентом», а представители других политических сил, чьи лидеры тоже баллотируются в президенты, не упускают ни малейшей возможности прорекламировать своих кандидатов: «наш моральный авторитет Александр Александрович Мороз», «глубоко политический деятель Петр Николаевич Симоненко» etc. Можно не сомневаться, что обсуждение проекта бюджета-2005 в полном сессионном зале сопровождалось бы не менее «крутой» риторикой.
Предвидя подобные сложности, спикер Владимир Литвин, общаясь накануне с журналистами на плановой пресс- конференции, очертил четыре возможных варианта развития событий. Вариант первый, «прооппозиционный»: перенесение рассмотрения бюджета «до лучших времен». Аргумент «за» привел глава бюджетного комитета Петр Порошенко, подчеркнув, что «при любом исходе выборов нынешнее правительство бюджет исполнять не будет». Однако реализация подобного сценария весьма затруднительна: для этого надо принять не только изменения в тематический кодекс, но и закон, который, к тому же, нуждается в одобрении Президента страны. Второй, еще более утопический вариант: правительство отзывает собственный законопроект. По мнению Литвина и большей части сессионного зала, оснований для этого нет никаких, однако фракция коммунистов настаивала на том, что Кабмин просто обязан это сделать, ввиду огромного количества поступивших к документу поправок.
Их от фракций, депутатов, Нацбанка и прочих уполномоченных поступило почти три тысячи. Кстати, как сообщил господин Порошенко, вчера Государственная Дума России также рассматривала проект бюджета, но уже во втором чтении. Наши северные соседи оказались менее инициативны и внесли к главному финансовому документу РФ всего две сотни предложений, из которых учтено будет не более 70-ти.
Третьим вариантом, очерченным В.Литвином, была перспектива все три тысячи поправок рассматривать и голосовать поочередно. И, наконец, четвертым — утверждение постановления об одобрении выводов профильного комитета и направление проекта бюджета в правительство на доработку с учетом поправок. Другое дело — будут ли они приняты к сведению, ведь из Кабмина документ может вернуться в своем первоначальном виде. По уверениям спикера, на заседании согласительного совета в понедельник последняя из инициатив была поддержана единогласно. Именно за нее Владимир Михайлович и рекомендовал голосовать, поясняя, что «это фактически новый, парламентский, а не правительственный проект, поскольку все предложения основаны на замечаниях депутатского корпуса».
Однако одобрить документ собственного авторства, несмотря на энное количество попыток, зал так и не смог. Предложение встретило решительный отпор коммунистов, твердо убежденных в том, что таким путем их пытаются перехитрить, вынуждая голосовать за «антинародный бюджет». Ни подробные разъяснения — мол, речь идет о «депутатском», а не «министерском» (ранее отвергнутом фракцией КПУ) варианте, ни даже личные уговоры Петра Порошенко действия не возымели. Альтернативные проекты решения не набирали даже двух сотен голосов, поиски компромисса закончились ничем. На сороковой минуте пререканий спикер не выдержал: «Если позитивное голосование не состоится, на отечественном парламентаризме можно ставить крест. Вечером все телеканалы сообщат, что Верховная Рада тормозит экономическое развитие и препятствует работе Кабмина». Но его отчаянные, адресованные коллегам, призывы проявить сознательность, потому что «этот мяч не должен остаться на парламентском поле», так и не были услышаны.
Решение о повторном первом чтении, одобренное 247-ю голосами, несколько нарушило график, предписанный Бюджетным кодексом. Однако простор для маневра все еще остается: окончательный вариант финансового документа следует утвердить до 4 декабря, то есть уже после выборов. «Оснований говорить о бюджетном кризисе нет», — считает, в частности, член бюджетного комитета Людмила Супрун.
Оснований говорить о парламентском кризисе — предостаточно.