Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджетный скандал-2

Выводов никто не сделал
24 сентября, 2003 - 00:00

Парламентское большинство снова хочет установить контроль над бюджетным комитетом Верховной Рады. Вчера координатор большинства Степан Гавриш объявил о начале сбора подписей за отставку председателя комитета Петра Порошенко, входящего в оппозиционную фракцию «Наша Украина». Для того, чтобы вопрос об отставке был вынесен на голосование, достаточно собрать 150 подписей. Не приходится сомневаться, что такое количество депутатов, недовольных Петром Порошенко, будет найдено в ближайшие дни. С самим же голосованием в зале все будет наверняка сложнее. Тем не менее Степан Гавриш уверен, что уже в следующий четверг парламент уволит с нынешней должности оппозиционного «бюджетника».

Парламентское большинство уже давно имеет виды на кресло главы бюджетного комитета, но лишь в последнее время произошли события, которые стали толчком для активных действий. Прежде всего, политический блок «Наша Украина» на минувшей неделе стал собирать подписи украинских граждан под обращением к Верховной Раде инициировать импичмент Президента. Оппозиция очень недовольна подписанием документов по созданию Единого экономического пространства с Россией, Казахстаном и Беларусью и таким образом решила выразить свой протест.

Ради справедливости стоит отметить, что сам Петр Порошенко не был замечен в публичной критике идеи ЕЭП. Более того, можно предположить, что он не имеет ничего против смягчения таможенного режима в торговле с Россией, поскольку «дружественные» ему кондитерские, автомобильные и судостроительные предприятия либо отправляют львиную долю продукции в Российскую Федерацию, либо закупают там комплектующие и сырье. Нынешние события могут стать серьезным испытанием для председателя бюджетного комитета на его верность оппозиционным идеям. В начавшемся бюджетном процессе он уже не раз демонстрировал лояльность к правительству, раздражая тем самым коллег по фракции.

Хотя в парламентском большинстве этой лояльности явно не доверяют. Несмотря на то, что, немного поартачившись, Петр Порошенко договорился с премьер-министром Виктором Януковичем о сотрудничестве в работе над бюджетом, лидер блока «Наша Украина» Виктор Ющенко продолжает выступать с острой критикой Кабинета Министров. По его словам, правительство неоправданно смиряется с дефицитом государственного бюджета, создавая риски для торгового и платежного балансов страны. Кроме того, Виктор Ющенко указывает на недостаточные суммы, заложенные в бюджете на социальные нужды граждан. Премьер на это ответил заявлением о том, что в следующем году Кабмин намерен увеличить социальные выплаты из бюджета на 10% и что в консолидированном бюджете они составляют 52%. Перепалка продолжается, и Петру Порошенко становится все сложнее лавировать. А лавировать нужно, поскольку ему-то лучше других известно, что на самом деле конечные показатели бюджета не будут определены без его личной подписи. И эта власть стоит многого.

Впрочем, судя по намерениям большинства все-таки отправить главного бюджетника парламента в отставку, ресурс лавирования у Петра Порошено исчерпан. Его первый заместитель, член Партии регионов Виталий Коновалюк уже открыто выступил против председателя. По его словам, работа бюджетного комитета сейчас организована странно. Комитет разбит на так называемые рабочие группы, которые принимают решение от имени всех 40 депутатов-бюджетников. Сам же комитет уже давно никак не может собраться в составе, превышающем хотя бы половину членов. В связи с этим легитимность принимаемых решений Виталий Коновалюк находит сомнительной. Между тем проблема с явкой депутатов на заседания наблюдается и в других комитетах.

Но что поделать, трудовое законодательство, предусматривающее штрафы и увольнение за неявку на рабочее место, для народных избранников пока не применяется. Здесь же проблема в том, что неразбериха в работе бюджетного комитета делает фигуру его председателя более чем значимой. Это и раздражает парламентское большинство. Ведь бюджет- 2004 будет предвыборным, а в Украине издавна именно казна является главным спонсором предвыборных кампаний различных политических сил.

Подобными соображениями, похоже, руководствуются и коммунисты, которые тоже от души желают Петру Порошенко отставки (не могут простить скандала с фальсификацией). Но они категорически против, чтобы его портфель перешел в руки члена парламентского большинства. Лидер КПУ Петр Симоненко не прочь, чтобы бюджетный комитет возглавил представитель его партии, ну а в крайнем случае, по его словам, фракция коммунистов не станет возражать, чтобы этот пост оставался в политической квоте «Нашей Украины». Это обстоятельство напускает еще больше тумана на перспективы голосования по отставке Петра Порошенко. Ведь члены парламентского большинства наверняка не согласятся с вариантом постановления от КПУ, согласно которому новым главой комитета станет еще один соратник Виктора Ющенко. Видимо, большинству в очередной раз придется напрячься и выдать 226 необходимых голосов.

Если это и произойдет, то председателем комитета вряд ли станет Виктор Коновалюк, поскольку он представляет политическую силу, которая, скорее всего, будет иметь персонального кандидата на президентских выборах. По этой же причине наверняка без бюджетного кресла окажутся и другие «большие» фракции.

Политическая ревность в большинстве сейчас обострилась, как никогда. Лучшие шансы в этих условиях имеют «малыши» парламентского большинства. Они уже пытались претендовать на это кресло во время прошлой кадровой революции в Верховной Раде, и им это наверняка зачтется. Тем более, что председатель «Демократических инициатив» Степан Гавриш непосредственно руководит сбором подписей за отставку.

Но кто бы ни занял кресло главы бюджетного комитета, острой остается проблема неоправданно большого влияния человека, занимающего эту должность, на конечные цифры в бюджете-2004. Если Верховная Рада не наведет порядок в полномочиях председателя комитета, соблазн злоупотреблений будет велик, как никогда. Прошлый бюджетный скандал, похоже, никого ничему не научил. До сих пор никто не знает, имеет ли право глава комитета вносить правки в документ после его утверждения, на свое усмотрение трактуя содержание проголосованных «с голоса» статей. Исходя из того, что никто не может предсказать, кто будет занимать бюджетное кресло через месяц, утверждение такого механизма выглядит выгодным и парламентскому большинству, и оппозиции. В том, что это соответствует интересам государства, сомневаться не приходится.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ