Владимир ФЕСЕНКО, политолог (Харьков):
— События 9 марта в известной степени могут стать переломным пунктом в развитии политического кризиса в Украине. Они засвидетельствовали, что тактика уличных действий не принесла оппозиции желаемого результата. Столкновения с милицией проявили, с одной стороны, стихийный прорыв негативных эмоций, накопившихся у представителей оппозиции по отношению к власти, а с другой стороны, они вновь показали, что антикучмовским манифестациям не достает массовости, и власть уже в состоянии блокировать действия оппозиции и демонстрировать свою силу. Более того, это может показаться циничным, но рискну утверждать, что объективно именно оппозиция была заинтересована в том, чтобы с ее стороны появились пострадавшие, а отечественная и мировая общественность убедились в «жестокости режима». Ведь уже в феврале политический кризис в Украине имел признаки патового положения. Ни власть, ни оппозиция не могли переломить ситуацию в свою пользу. Неудача с попыткой отставки Генпрокурора, отсутствие желаемого эффекта от результатов международной экспертизы записей майора Мельниченко не оставили выбора для вождей антикучмовского движения. Им крайне необходим был эмоциональный перелом в развитии политического кризиса. Акции оппозиции, назначенные на 9 марта, должны были стать эмоциональной встряской, решающей попыткой преодоления общественной апатии. Страну разбудить не удалось. Скорее наоборот, столкновения оппозиционной молодежи и милиции не только не прибавили очков оппозиции в глазах отечественного общественного мнения, но в еще большей степени стимулировали страхи рядового обывателя, укрепили его убеждение: нужно держаться подальше от разборок по поводу власти. Страшилка в виде «боевика-унсовца» вновь оказалась востребованной. И этот «подарок» Президенту сделали его противники. Похоже на то, что кризис вступил в фазу стагнации, и это положение более выгодно власти, чем оппозиции. Уличные акции будут продолжаться, поскольку они дают выгодную оппозиции телевизионную картинку и напоминают о ее существовании. Но рассчитаны они уже будут в большей степени на Запад. Возможно, уличное противостояние будет локализовано в Киеве и Львове. Велика вероятность того, что произойдет регионализация кризиса. Оплотом антипрезидентской оппозиции может стать Галичина. Вряд ли противники Л.Кучмы заинтересованы в этом, но стихийное развитие событий может пойти в этом «геополитическом» направлении.
Александер РАР, политолог (Германия):
Вероятно, центр боевых действий вновь будет перенесен в парламент. После событий 9 марта почти наверняка можно прогнозировать, что оппозиция «вспомнит» о министре внутренних дел, который в ближайшее время будет олицетворять «зло власти». Но главное направление атаки — конституционное. И здесь опять-таки оппозиция нуждается в трансформации тактики. Стратегически и коммунисты, и «олигархические» фракции заинтересованы в ограничении полномочий Президента. Но услуг антипрезидентским силам они делать не будут. Вполне возможно, что конституционные инициативы оппозиции будут провалены, а взамен будут предложены варианты конституционного реформирования со стороны коммунистов и пропрезидентских фракций. Так или иначе, без неофициального компромисса между пропрезидентскими фракциями, сторонниками премьера, коммунистами и силами антипрезидентской оппозиции любые изменения в Конституции вряд ли будут возможными.
Вообще в Верховной Раде сложилась довольно специфическая ситуация. Формальное и видимое восстановление пропрезидентского большинства, скорее всего, состоится, но реальное большинство и в законодательной деятельности и в решении политических вопросов будет только ситуационным и его конфигурация будет меняться в зависимости от политической конъюнктуры и состояния отношений между отдельными центрами силы. Сейчас четко просматриваются четыре центра влияния в Верховной Раде: пропрезидентские фракции, от лица которых со своими стратегическими инициативами чаще всего выступают фракции СДПУ(о) и «Трудовой Украины»; коммунисты; проправительственные фракции национал-демократических партий, отличающиеся умеренной оппозиционностью (главным образом по отношению к силовикам); парламентские антикучмисты (фракционно они представлены «Батькивщиной» и социалистами). Повестку дня парламента будут определять пропрезидентские и опозиционные фракции, а вот исход голосования по принципиальным политическим вопросам будет зависеть от коммунистов. Но вывод о формировании олигархическо-коммунистического большинства в Верховной Раде представляется преждевременным. Коммунисты будут играть свою партию и в отдельных случаях могут поддержать инициативы оппозиции (в частности, по избирательной системе и по «парламентаризации» формы государственного правления в Украине).
Решающая же ставка в «весенних парламентских играх» — судьба правительства Ющенко. Голосование по отчету правительства будет определять дальнейшее развитие событий. Отставка Виктора Андреевича может оказаться на руку оппозиции. Она получит, наконец, желаемого вождя, консолидируется в противостоянии Президенту, политическая ситуация вновь обострится. Очевидно, что власть это понимает и не будет «дарить» В. Ющенко своим противникам. Но публичные и теневые столкновения союзников и оппонентов премьера будут продолжаться вплоть до дня отчета Кабинета Министров. Внешняя консолидация правительства и обновленного большинства выгодна Президенту, так как она продемонстрирует преодоление одного из главных проявлений политического кризиса. Однако не исключено, что настойчивые призывы отечественных и зарубежных «доброжелателей» к Л.Кучме уйти в отставку «в пользу» В.Ющенко, станут для премьера «медвежьей услугой».
Украинский политический кризис стал фактом и для международного общественного мнения. Запад отслеживает ситуацию в Украине и оперативно реагирует на любое обострение отношений между Президентом и оппозицией. Украинское руководство вынуждено считаться с фактором западного влияния на нашу внутриполитическую ситуацию. Прежде всего именно этим объясняется «аккуратное» и ограниченное использование силовых методов по отношению к оппозиции. Критический тон влиятельных западных СМИ в информационных материалах об украинском кризисе является достаточно показательным. Но было бы наивным ожидать, что Запад публично примет сторону оппозиции. Для этого нет веских и, самое главное, легитимных оснований. Перелом в позиции Запада может случиться только в одном случае — если центром оппозиции станет парламент. Но это крайне маловероятно. Скорее всего, США и европейские институции будут придерживаться в отношении Украины тактики «публичной коррекции» политического кризиса, стараясь не допустить его перехода в неуправляемую фазу, но при этом избегая прямого вмешательства в наши внутриполитические дела. Тот факт, что и Президент и оппозиция чувствительны к «сигналам с Запада» делают эту тактику достаточно эффективной. Что касается России, то существенных внешних признаков реагирования на украинский политический кризис с ее стороны не прослеживается. У российского руководства несомненно есть рычаги влияния на Президента и отдельных представителей его окружения. Но вряд ли можно говорить о таком же влиянии официальных российских лиц, либо влиятельных политических сил на украинскую оппозицию. России выгодна политически слабая и зависимая от нее Украина, но возможности прямого воздействия на развитие украинского политического кризиса у нее ограничены.
Хотя версии о внешних источниках и движущих силах кассетного скандала и вызванного им политического кризиса весьма популярны, конфликт между Президентом и его противниками имеет отечественные корни и разрешить эту проблему можно только усилиями наших политиков. Но при этом очень важно не перейти роковой рубеж, за которым начинается цепная реакция взаимной ненависти и насилия.
— Хочу отметить, что моя оценка происходящего, — это только взгляд со стороны, и я ни в коем случае не хочу вмешиваться во внутренние дела Украины. Сейчас кассетный скандал все больше и больше перерастает в серьезнейший политический кризис и это конечно же очень беспокоит всех на Западе. И чем дольше он длится, тем больше Украина попадает в некую политическую изоляцию, поскольку ЕС, который надеялся на то, что в январе-феврале скандал каким-то образом решится и с Украиной в цивилизованном порядке можно будет вести переговоры, сейчас, по-прежнему, ждет каких-то результатов. Многих на Западе действительно волнует то, что в Украине постоянно нарушаются права человека, а это то, за что Запад постоянно выступает. Однако Запад ведет себя очень осторожно и ни в коем случае не хочет вмешиваться во внутреннюю политику Украины. И дело не только в Кучме, а в более глубоких проблемах украинского общества и украинской элиты. А главное, Запад боится того, что может прийти на смену Кучме в случае его ухода в отставку. Ведь украинского Президента не рассматривают в Европе, как нечто вроде Милошевича или Чаушеску, которые в такой ситуации действовали бы более «кроваво». Поэтому здесь надеются на то, что Кучме удастся сгладить проблемы и продолжать свои реформы, а с помощью поездок и в Польшу, и в ЕС он сможет стабилизировать политические и экономические отношения с западными партнерами. Однако есть повод и для волнений, потому что никто не может прогнозировать, что же будет происходить в Украине в случае возможного переворота. В то же время, в условиях своеобразной изоляции со стороны Запада, в Украине преувеличивают опасность быть «проглоченной» Россией. По всем данным, которыми располагают западные институты, в России действительно происходит экономическое улучшение, однако не до такой степени, чтобы она с помощью своей экономики могла помочь встать на ноги Украине. Да и в политическом смысле ни российская, ни украинская элита не готовы к такому сближению после десяти лет самостоятельного существования. Поэтому речь может идти только о каком-то нормальном сотрудничестве, когда Украина будет искать сферы сотрудничества с Россией, которых она лишается на Западе. Ведь из-за политически нерешенных вопросов страдает в первую очередь экономика: Украина вынуждена искать другие рынки, как в России, так и в других странах СНГ, где с Кучмой разговаривают более открыто, не напоминая о том, что он должен проводить демократические реформы. К тому же Запад сейчас занят преобразованием ЕС и внутренними проблемами. И если интеграция Украины с Россией не будет проходить в политической или военной сферах, в ЕС, никто против экономически близкого сотрудничества возражать особо не будет.