Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Центры свободного мнения и гражданской активности»

Волынский вечер показал огромный запрос на подлинное и свое
21 декабря, 2007 - 00:00

17 декабря в столичном камерном театре «Сузір’я» под лозунгом «Вокал и бокал!» состоялся Волынский вечер. Его посетили друзья, партнеры и авторы нашей газеты, а также представители волынской «диаспоры» в Киеве и гости из «материковой» Волыни.

Идея организовать такую клубную вечеринку принадлежит Волынскому национальному университету имени Леси Украинки и «Дню». В прошлом году одному из журналов главный редактор Лариса Ившина как пожелание к Новому году предложила свой рецепт национальной идеи. Во-первых, нам нужно при любом случае хвалить друг друга (публично и заочно). Во-вторых, каждый достойный украинец, который знает второго достойного украинца, должен познакомить его с третьим (если те еще не знакомы) — для взаимного интереса и удовольствия. И, в-третьих, все они должны встретиться за щедрым столом и почувствовать, как хорошо жить в стране, построенной на позитив... Именно так было на этот раз. Вечер стал оригинальной презентацией Волынского университета. Это было продолжение нашего многолетнего сотрудничества с университетами, цель которого — создание и внедрение социального капитала. У нас сложились дружеские отношения с Острожской академией, Днепропетровским горным, Запорожским, Одесским, Черновицким и Черкасским университетами. Но 2007 год прошел, так сказать, под знаком Волынского университета, который известен многими интересными инициативами. В частности, на его базе действует научно-исследовательский институт по изучению творчества Леси Украинки. Кстати, это — первый (и пока что единственный) научно-исследовательский институт при высшем учебном заведении в Украине! Здесь впервые будет издано полное 16-томное собрание сочинений поэтессы, публициста и общественного деятеля. А еще Волынский университет курирует Шацкий национальный парк. Даже провел международную конференцию по проблемам и перспективам садово-парковой жемчужины. Дальше ее планируется проводить раз в два года и приглашать к участию представителей известных заповедников мира. Для этого строится база на 300 человек. А на озере Свитязь будет разработан специальный маршрут. «От Луцка до Киева, Варшавы и Вильнюса — одинаково 400 километров. Поэтому, очевидно, что евроинтеграционные процессы должны проходить через Волынский университет», — то ли шутя, то ли всерьез объясняет ректор Игорь Коцан.

Фактически это — возвращение к древним украинским традициям. Университеты становятся эпицентрами интеллектуальной и культурно- духовной жизни края и всей страны и играют значительную роль в становлении гражданского общества. Поэтому именно сейчас нужны кооперация и поддержка друг друга.

«Уважаемые дамы и господа! Очень приятно накануне праздников, которые в Украине растягиваются, как правило, на месяц, видеть дорогих людей, — начала Лариса Ившина. — Одна часть нашего собрания — интеллектуальная элита Украины. Другая — отборно представленные «звезды» политики. Еще одна — представители дипломатического корпуса. Кроме того, здесь частично присутствует волынская «диаспора» в Киеве. Приехали и гости из большой Волыни, в частности Петр Кралюк, проректор Острожской академии, с которой, собственно, и началась наша дружба с университетами. Это прибавило мне уверенности в том, что Украина имеет еще один большой незадействованный потенциал. Также специально прибыли члены Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи — молодые люди, которые осмелились встать со студенческих скамей и поехать в другие города, чтобы поговорить со сверстниками об украинской идентичности, о том, что следует научиться жить вместе в своей прекрасной стране, которую еще не очень хорошо знаем. Только теперь украинские университеты возвращают себе историческое значение и, можно сказать, становятся локомотивами для каждого региона. В случае с Волынским университетом фабула возникла так: в этом году он получил статус национального. Это — событие для всего края. Это в который раз подтверждает мнение, что университет может в своей деятельности тонизировать все пространство вокруг себя». «Когда-то после поражений Киевской Руси в центре Киева украинскую идентичность принимала к себе и сохранила Волынь, — продолжила Лариса Алексеевна. — Тем не менее, волыняне не страдали манией величия. Они возвращались опять в Киев и возвращались с большой любовью, как пишет об этом, в частности, один из лучших прозаиков ХХ века Улас Самчук».

В атмосферу древней Волыни гостей окунула уникальная группа «Хореа казацкая». «Когда спрашивают, с чем для меня ассоциируется Волынь, — рассуждал реликтовый бандурист Тарас Компаниченко, — отвечаю: с величественной, еще непознанной историей: историей толерантности, историей культурных влияний, в конечном счете, историей могущественного государства, где демократия была подлинной ценностью».

Группа выполнила импозантный острожский напев ХVI века «З нами Бог!» (он бытовал при дворе князя Острожского), произведение на стихи Демьяна Наливайко (кстати, одного из первых выпускников Острожской академии) и изысканный банкетный кант ХVII века «Пийте, браття, попийте»... Овации! Возгласы «Браво!» И... вопросы. «Некоторые произведения, которые исполняете, были еще до нотной грамоты. Где вы их находите и как расшифровываете?», — интересовался Евгений Марчук. По словам Тараса, музыканты используют малоизвестные произведения, опубликованные в Украине или Польше, а также работы, изданные еще до революции. Кроме того, они работают в основном в частных архивах в Украине и за рубежом и скупают антиквариат.

Для усиления волынской тональности мужской квартет «Аккорд» Волынского университета спел повстанческие и народные песни, которые бытуют в их крае. А потом добавил народные произведения, популярные в большой Украине. Это было, так сказать, воплощение первой части лозунга «Вокал и бокал!». А относительно бокала, то он — приятное сопровождение традиционной волынской кухни, а главное — общение.

«День» обратился к гостям Волынского вечера, которые, кстати, часто выступают на страницах нашей газеты с таким вопросом: «

Как укрепить роль университетов, усилить их вес в обществе?»

Игорь МИТЮКОВ, генеральный директор Института финансовой политики:

— Идея проведения презентации Волынского университета в известном камерном театре «Сузір’я» — прекрасна! Я приятно удивлен, сколько знакомых лиц, с которыми раньше работал или сейчас работаю и, надеюсь, буду работать и дружить: волыняне и выпускники университетов волынского края... Атмосфера — непринужденная. Очевидно, гости замечательно отдыхают, а некоторые из них для себя открывают Волынь или же узнают о ней больше. Вот такое удачное сочетание приятного с полезным.

По моему мнению, для того, чтобы повысить роль и значение университетов, нужно, во-первых, ограничить их количество. А, во-вторых, прогрессивным высшим учебным заведениям дать больше свободы и денег.

Ирина ВАННИКОВА, пресс-секретарь Президента Украины:

— Это очень действенный и чрезвычайно эффективный способ делать презентацию университета таким образом. Как минимум — запоминается! Как максимум — хочется Волынский университет посетить самому! Возможно, даже туда отправить учиться своих детей...

На самом деле, очень много зависит от учебной программы, методов и методики обучения того или иного высшего учебного заведения. Я заканчивала Киево-Могилянскую академию. Могу сказать, что в 1996 году, когда поступала, она уже была достаточно прогрессивной, хотя существовала только три — четыре года. Между прочим, это произошло также благодаря профессиональному пиару заведения и, безусловно, образовательной программе и методике обучения. То же самое можно сказать об Острожской академии. Но относительно других университетов... Здесь как раз государство, в частности, Министерство образования и науки Украины, должно бы уделить внимание модернизации образовательной программы и высшей школы в целом.

Власта ШОВКОВСКАЯ, директор по внешним связям благотворительного фонда «Развитие Украины»:

— С любопытством прочитала книгу- альбом «Мои университеты». Могу сказать как директор по внешним связям, которая часто ездит по стране, что хочется с Ларисы Алексеевны брать пример. Мы (наш благотворительный фонд и «День») даже планировали сделать совместную акцию в Донецке. Теперь я посмотрела, как это должно выглядеть, чтобы такую или подобную презентацию все-таки организовать в Донбассе. Потому что, по моему мнению, нужно интересоваться друг другом, узнавать друг о друге, а не замыкаться на себе... Тогда и на свою страну, в конечном счете, мир будет смотреть по-другому.

Святослав КРАВЧУК, заместитель председателя Волынской государственной администрации:

— Думаю, на сегодня уже все осознали, что без прогрессивных университетов, которые будут предоставлять качественное образование, мы будем среди третьесортных государств, которые ни на что не влияют в мире.

Вспоминаем, что, начиная с князя Святослава, Украина делала прорывы в образовании: издание Острожской Библии, конституция Пилипа Орлика... Кроме того, у нашего народа всегда была черта — даже в затруднительные времена люди искали возможность дать детям образование. Это есть в нашем национальном характере! А, следовательно, это нам поможет меняться в соответствии с требовании времени и быстро реагировать на вызовы современности.

Всеволод ЛОСКУТОВ, советник-посланник посольства Российской Федерации в Украине:

— В первую очередь, университетам нужно финансово и организационно помогать. Как со стороны спонсоров, так и государства. Следует создавать условия для развития, чтобы более прогрессивной и современной была база учебной и научной работы. Ведь университеты — это научные, гуманитарные и медицинские центры. Также важно, чтобы были соответствующие социальные условия для студентов. И организация их отдыха и условий проживания. Следовательно, необходимы конкретная помощь и модернизация учебного процесса, ведь мир меняется. Интересный опыт есть в Украине и в России, поэтому, я считаю, очень важным является обмен опытом между странами.

Что касается соотношения между государственными и частными университетами, то это зависит от возможностей каждой страны. Но нужно обратить внимание на то, что не все имеют возможность учиться в частных университетах. Также важно, чтобы качество подготовки специалистов в государственных университетах было не хуже, чем в частных.

Райнгард ШЕФЕРС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германии в Украине:

— Сложно сразу что-то сказать об упрочении роли украинских университетов. Нужно подумать... В Германии, например, главным образом университеты государственные и финансируются земельными правительствами. Главная особенность нашей федеральной системы состоит в том, что университеты зависят от регионов. Я думаю, что этот пример может наследовать Украина. Ведь при этом часть финансирования у нас осуществляется через федеральное правительство в Берлине. Частные университеты есть в Германии. Но это частичное явление, потому что они не играют важной роли. Обычно такие университеты существуют в определенных областях. Например, в экономические сфере есть элитные университеты, но они маленькие. И они не могут конкурировать с государственными.

Муцуо МАБУЧИ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Украине:

— Я думаю, что украинские студенты очень трудолюбивые и старательные.

А как поднять значение и роль университетов? Думаю, важно, чтобы у студентов, которые учатся в университетах, было ощущение, что они участвуют в строительстве нации. Чтобы каждый из них знал, что является частью важной работы по строительству нации. Если студенты настроены таким образом и будут иметь подобную мотивацию, тогда, я считаю, общее отношение будет улучшено и внимание будет сконцентрировано на обучении. И тогда обучение будет полезным для строительства будущего Украины.

Я считаю, что роль государственных университетов является очень важной. В то же время и частные университеты также могут многое сделать. Сосуществование между государственными и частными университетами является необходимым. Поэтому я думаю, что в Украине нужны как государственные, так и частные университеты.

Вера УЛЬЯНЧЕНКО, глава Киевской областной государственной администрации:

— Мы выросли, когда роль университетов была достаточно значимой. Например, для меня поступление в Киевский университет было неосуществившийся мечтой! Кроме того, тогда университеты имели большую поддержку государства. И, надо сказать, учебные заведения давали универсальные знания. Сегодня, очевидно, следует усилить роль государства в поддержке высшей школы. По сравнению с выпускниками других стран, по моему мнению, наши более адаптированы к реальной жизни, но одновременно меньше, так сказать, направлены на будущее — университетская база нуждается в серьезном усовершенствовании. А еще создается впечатление, что мы стесняемся, попадая в университетскую среду любой страны. Но знания, которые получают наши студенты, намного более глубокие, чем общеуниверситетская программа за рубежом. Поэтому следует чувствовать себя раскованней, ведь мы до сих пор имеем комплекс, что все иностранное — лучше.

Константин ГРИЩЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины:

— Интересная презентация Волынского университета. Представлены волынская культура, традиции гостеприимства. А все вместе дает представление о волынской земле. Думаю, это работает и на тот регион, и на государство в целом. Каждый край имеет свою уникальную историю. И без университета, который, базируясь на украинских традициях образования, должен бы быть ячейкой культурно-интеллектуальной жизни региона, невозможно построить успешное общество. В этом и состоит проект регионального уровня.

В мире множество примеров, как поднимались общины, фактически полностью отделенные от элит. То есть элита либо была разочарована в тех ценностях, либо просто вытеснена из того же общества из-за внешних факторов. Возьмем Квебек в Канаде. В свое время десять тысяч франкоязычных квебекцев остались под властью Англии, между прочим, тогда еще не такой цивилизованной, как теперь. Им не позволяли иметь свои высшие учебные заведения. Словом, не позволяли иметь всего того, что поддерживает дух. Уже в течение 1920—1930 х годов, начиная с 60-х, созданы университеты в основных регионах этой провинции. И сейчас квебекцы — одни из самых образованных людей в мире. Гордая часть большой Канады. Мы вполне можем это сделать у себя дома.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, заместитель директора Института истории Украины НАН Украины:

— На мой взгляд, реформа университетов должна происходить одновременно с реформами Национальной академии наук Украины. Неслучайно на Западе ученым, которые уже сказали свое слово в науке, есть что сказать и студентам. Поэтому там качество обучения все же выше. Есть на Западе заведения, выпускники которых потом становятся нобелевскими лауреатами. К сожалению, у нас нет нобелевских лауреатов. Почему так? Причин много. Самая главная — наша молодежь не получает нужной подготовки. На сегодня многим вузам предоставили статус национальных. Думаю, не стоило это делать, ведь все-таки необходимо, чтобы были элитные учебные заведения. Кроме того, поскольку мы вошли в рыночную экономику, важно, чтобы университеты работали в ней. Это не значит, что плата за обучение значительно вырастет. Вместо этого — университеты будут создавать свои фонды. Общаясь с американскими и канадскими университетами, осознаем всю парадоксальность ситуации. У них есть фонды, которые некому использовать, а у нас — светлые головы, которые нечем удержать в науке... Поэтому для того, чтобы поднимать роль университетов, нужна системная реформа университетского образования.

Игорь СМЕШКО, президент общественного объединения «Центр стратегических исследований и анализа»:

— Эта презентация — красноречивый пример для университетов страны. Я бы сказал так: если бы в каждой области нашлась такая Лариса Ившина, мы бы сделали прогресс в восстановлении национального достоинства, восстановления уважения к нашей истории и культуре.

Считаю, что украинской высшей школе нужно содействие на высшем государственном уровне. Причем эта поддержка вполне возможна даже в условиях современной финансовой ситуации в государства. На культуре и науке нельзя экономить. Украина имеет все ресурсы для того, чтобы Министерства культуры и образования стали наиболее богатыми министерствами. Для этого требуется одно — политическая воля и соответствующий государственный провод.

Василий КРЕМЕНЬ, экс-министр образования и науки Украины, академик НАН Украины:

— Я убежден, что с прогрессом человечества значение образования и университетов, в частности, растет. Сегодня это особенно ярко видно, потому что мы продвигаемся к обществу знаний. Общество знаний — это не только новые информационные потоки и соответствующие компьютеры, средства информационного общения, а в первую очередь — человек, который способен жить, работать на основании знаний. А знающего человека мы не можем воспитать без современной школы и университета. И чтобы эти учреждения были более эффективными и их роль росла, они должны существенным образом изменить свою деятельность. Образованность сегодня предусматривает знание — как методологию, основу поведения, деятельности и жизни, знание — как базу, как основу жизни человека. Университеты и школы должны таким образом перестраивать свою деятельность, чтобы знания усваивались не для того, чтобы их пересказать на экзамене или на зачете, а для того, чтобы они были основой функционирование человека. Это первое. А второе — это то, что человечество вступает в инновационный тип прогресса, когда идеи, технологии, знания меняются быстрее, чем одно поколение приходит на смену другому. Нельзя научиться в традиционной, даже самой лучшей школе или университете на всю жизнь. Поэтому возникает задание перед школами и университетами: научить человека получать знание на протяжении жизни. Следует сформировать нацию, которая бы постоянно училась. И на этой основе мы сможем сформировать модерную, современную украинскую нацию, а не чрезмерно консервативную, ортодоксальную, что мы, к большому сожалению, очень часто демонстрируем.

Евгений МАРЧУК, экс-премьер-министр Украины, экс министр обороны Украины:

— Я думаю, что эволюция государственной и международной жизни будет с каждым годом повышать спрос на образованных и высокопрофессиональных людей. Сегодня любая серьезная фирма уже не просто смотрит, есть ли у человека высшее образование и какое учебное заведение он закончил, а обращает внимание на то, является ли специалист выпускником университета или академии с высокой репутацией. Я думаю, что сам спрос будет способствовать тому, чтобы высокопрофессиональные кадры появлялись на рынке труда. Но здесь также очень многое зависит от того, какие импульсы и планки выставляют в обществе высшие должностные лица: президент, премьер-министр, председатель Верховной Рады, председатель Конституционного Суда, председатель Верховного Суда. Также имеют смысл просто влиятельные люди, которые не занимают постов, но являются авторитетами в обществе: моральными, политическими или научными. Очень много критики звучит в адрес первых должностных лиц, и она справедлива. Но я убежден, что уже через несколько политических циклов на первых должностях не будет людей, которые не владеют государственным языком и не умеют грамотно писать. Первые лица государства должны проходить своеобразное тестирование в двух-трех университетах государства. Ну вот, например, президентские выборы. Ни в какой закон или конституцию нельзя вписать, что каждый из кандидатов в президенты должен выступить, например, в Волынском национальном университете, в Острожской или в Киево-Могилянской академиях перед студентами. Но хорошо было бы, если бы студенты могли проэкзаменовать каждого кандидата. Это значит, что президент как глава государства, независимо от того, кем он является и какую политическую партию представляет, должен знать дисциплину «Государство и право», знать историю (не книжную, а реальную) своего государства. Также глава государства должен бы хотя бы минимально знать какой-либо иностранный язык, в первую очередь, английский. Сейчас часто случаются такие ситуации (я в них попадал несколько раз, находясь на должности премьер-министра), когда встречаются главы государств без прессы и переводчиков. Но знание языков — это для нас пока что экзотика. Глава государства — главнокомандующий Вооруженных Сил Украины, а это значит, что он должен знать минимум того, что касается управления Вооруженными Силами. Такое экзаменирование кандидатов должно стать традицией. Кто не прошел студенческой — шутливой, но, вместе с тем, серьезной аттестации, у того моральный минус как кандидата на президентский пост. Я, кстати, предлагал ввести такое экзаменирование еще в 1999-м году. Мою инициативу тогда никто не поддержал. Я убежден, что половина кандидатов, а может и больше, сошла бы с дистанции. То есть, кроме того, что государство может внести в законы, очень много зависит от наработанных новых традиций. Понятно, что государственные мужи здесь не будут проявлять инициативу, а вот университеты могут сделать им своеобразный вызов. Я думаю, что со временем если не эта, то близкая к ней инициатива все-таки появится.

Виктор НАБРУСКО, глава Национальной радиокомпании Украины:

— Сегодня образовательная сфера весьма полифонична. Есть много городов, в которых 25—30% населения составляют студенты. С одной стороны, это радует, но есть и другая сторона, очень существенная, касающаяся, в частности, журналистики (и я это очень хорошо чувствую) — это профессиональный уровень подготовки кадров. Поэтому именно университетская составляющая должна быть тем флагманом, который определит высокий профессиональный, производительный уровень и востребованность для общества. Вузы, которые будут востребованы для общества, будут авторитетными. Поэтому главная задача — чтобы каждая университетская программа имела какой-то отдельный спецкурс, какую-то изюминку. Таким образом, университетский уровень будет расти. У нас колоссальные традиции, но нужно не консервироваться, а адаптироваться к мировым стандартам, учитывая при этом национальные интересы.

Валентина РУДЕНКО, советник Президента Украины:

— К сожалению, наша страна пережила переход от советского периода к абсолютно непрогнозированному и нестабильному времени. Очевидно, пострадали общественные ценности. Но как раз наступает время, когда мы возвращаемся к подлинным ценностям, среди которых — получение качественного образования. Можно наблюдать, как молодые люди настроены учиться: они получают одно образование, потом второе. Видимо, уместно отметить, что студенты должны ездить по университетам страны для того, чтобы поближе познакомиться друг с другом и больше общаться, как это практикуется в мире. Кстати, хороший пример в этом подает Лариса Ившина.

Что касается проведенного мероприятия, то для меня это своего рода культурный шок. Мне очень понравилось, что на нем присутствовали и студенты, и ректор университета, и прекрасный университетский квартет, известные украинские и заграничные деятели. Такие вещи нужно делать чаще — то есть положить начало прекрасной традиции, чтобы каждый край устраивал такие вечера. Потому что традиции — очень важный компонент нашей жизни.

Инна НОВАК, доцент Дипломатической академии при МИД Украины, директор Международного центра протокола и этикета:

— Это была очень интересная и удачная презентация. Я много слышала от Ларисы Алексеевны об Острожской академии и Волынском университете. Могу сказать, это выигрышное дело — возлагать надежды на молодых людей. Это, так сказать, разумно вложенные инвестиции, поскольку они вложены в будущее.

А относительно университетов, то их роль могут укрепить, наверное, неординарные личности, которые будут в их руководстве, и возвращение к давним украинским традициям. А также, естественно, сотрудничество государства с социально ответственным бизнесом.

Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик НАН Украины:

— Я уверен в том, что уровень университетского образования, автономия университетов — это наиболее оптимальный показатель духовного состояния общества. Поэтому университеты в Украине должны пройти достаточно ускоренный процесс самоопределения как центры свободной мысли, формирования интеллектуальной элиты как ячейки гражданской активности и ответственности. Думаю, что сегодня уже достаточно серьезные шаги в этом плане сделаны. У нас есть прекрасные университеты по, скажем, климату, атмосфере. Я думаю, что эти вузы сегодня аккумулировали и мировой, и национальный опыт образования университетов, которые бы соответствовали потребностям модернизации украинского общества, стоящим сегодня очень остро. И суть даже не в том, что нам необходимо интегрироваться в мировое образовательное пространство. Дело в том, что нужно заявить о себе в мире. А это возможно только при условии, когда приоритетом для нас будет образование, наука, культура, интеллектуальный потенциал нации. И многое также зависит от того, как мы сами будем воспринимать университеты. Мы понимаем, что без этого развитие Украины, как современного государства, невозможно. Думаю, что для этого у нас есть весьма оптимистичные перспективы. Сначала мы должны перейти на независимое тестирование. Таким образом, преодолеть коррупцию в университетах.

Ольга ГЕРАСИМЬЮК, телеведущая, народный депутат, член партии «Наша Украина»:

— Университеты всегда были образовательными центрами наиболее ценного. Даже в очень смутные времена. Сегодня Лариса Ившина исповедует такую философию, что больше внимания мы должны обращать именно на образовательные заведения. Я тоже бываю в университетах и вижу, что там сосредоточено наше будущее. И студенты действительно дают надежду на изменения за счет нового поколения, нового мышления, новых взглядов. И никакие неурядицы не могут остановить это. Сегодня у нас есть примеры университетов, которыми мы можем гордиться: Киево-Могилянская академия, Острожская академия, Волынский университет... Думаю, что в подобных заведениях осталось много настоящего, в частности, и науки. Потому что они имеют связь с миром. Можно только взглянуть на библиотеку в Остроге. Но на самом деле у нас еще остается много проблем, которые нужно решать. В первую очередь, реформировать систему образования. Ведь то, что происходило у нас в последнее время, было политикой. Поэтому как раз сейчас мы стоим на пороге изменений, но мы часто это говорим, а главное — сделать шаг. И именно на Волынском вечере у меня появилась надежда, ведь это не студенты приехали в столицу, это научная столица приехала к нам.

Лилия ПУСТОВИТ, дизайнер:

— Тараса Компаниченко я знаю давно, но в составе «Хореи казацкой» слышала его впервые. Как человек, медитирующий и способный воспринимать вибрации и энергетику, на выступлении группы я сразу почувствовала, что она сильная и очень позитивная. Лица парней — как будто с каких-то украинских картинок или икон. Они сами по себе очень красивые и излучают необычайную святость и духовность. За несколько минут их выступления ты получаешь такой заряд энергии и духовности! Я, например, сразу подумала, что можно было бы сотрудничать с каким-то диджеем, который бы, оставив традиционное, положил эту музыку на современный бит. Необходимо, чтобы люди услышали музыку «Хореи казацкой». Возможно, я сделаю показ под такую осовремененную старинную музыку. Все, что касается пробуждения энергии, духовности в человеке, — это то, чем нужно заниматься каждый день. Я благодарна Ларисе Ившиной за то, что она этим прониклась.

Образование — это то, без чего не может существовать страна как таковая. Должны в конце концов быть места, где воспитывают молодежь, лидеров нации, тех, кто будет вести страну в будущем. Конечно, только университеты могут дать стране таких людей. Мне очень приятно слышать, что парни, обучающиеся в Итоне, хотят потом вернуться в Украину и заниматься социальной политикой, чтобы развивать Украину. Сверхважно также то, чтобы наши университеты давали образование не низшего уровня, и чтобы когда-то англичане имели случай приехать и учиться у нас — в Волынском, Киевском университетах или Острожской академии. А на самом деле это зависит от каждого из нас, как и все остальное в этой стране.

Игорь ЮХНОВСКИЙ, директор Украинского Института национальной памяти:

— Я — волынянин, и моя жена — волынянка, только я из-под Берестечка, а она — из Плужного. И уже потому нам на этом вечере было очень приятно. Когда я посмотрел на всех очень красивых женщин, сидевших в этом зале, я подумал, что у всех них почему-то очень похожие лица — круглые, прямые, с хорошо открытыми и красивыми глазами. Я думаю, что это характерно для волынянок. Я, конечно, очень рад за Волынский университет, которому предоставлен статус национального, и за его хорошего ректора. Но больше всего я рад, что у всех них есть здесь такой большой защитник и популяризатор своих талантов и умений в лице газеты «День». Я желаю, чтобы газета «День» была еще более тесно связана с Волынью, желаю всем работникам издания хорошего волынского здоровья, а особенно главному редактору Ларисе Ившиной.

Когда-то давно, когда Япония проиграла войну, во время своего выступления император страны сказал, мол, не знает, что точно мы должны сейчас делать, поэтому давайте развивать науку. И так эта страна и развилась. Если вы спросите, почему сейчас Украина получила независимость, но не могла этого сделать в, предположим, 1918 году, то это только потому, что у нас сейчас есть свои украинские инженеры, математики, физики, биологи, филологи. Волынь имела основу, благодаря которой Украина могла стать независимой. И это касается каждой части Украины.

Единственным образовательным центром на Волыни должен стать Волынский университет, у него есть особенные темы относительно Украины. У университета есть Шацкие озера. Это уникальные природные озера с уникальной водой и местностью. Сохранение и изучение этой природы — это большая задача этого университета. У него есть Леся Украинка, и ее наследие — это тоже задача университета. Также здесь всегда были хорошие математики и физики. Я думаю, что и этим Волынский университет будет гордиться. Одним словом, Волынский университет должен стать основой Волыни.

Валентина ПАВЛЕНКО, помощник директора украинской службы «Радио «Свобода»:

— Это не совсем обычный, но очень интересный способ презентации. Очевидно, каждый после этого вечера почувствовал себя украинцем по-настоящему. Это чувство вынырнуло где-то из глубины естества. Сама с Черкасщини, но я все равно была счастлива, что у меня есть Волынь. Вот если бы так показать Черкасщину!

О роли университетов, их влиянии на общество думала, когда побывала в Острожской академии и встретилась с ее ректором Игорем Пасичником и проректором Петром Кралюком. Какие прекрасные и умные люди, преданные своему делу. Если украинскими университетами будут руководить люди уровня Пасичника, Брюховецкого, только тогда университеты будут влиять на формирование гражданского общества в Украине. Знаете, посмотришь на «элиту», заседающую в Верховной Раде, и охватывает такое отчаяние... Думаешь, все пропало... А потом увидишь студентов Киево-Могилянской и Острожской академий, очевидно, Волынского университета, и понимаешь — вот будущая элита!

Ольга РЕШЕТИЛОВА, член Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи, выпускница Острожской академии:

— Волынский вечер «Дня» не только оставил много положительных впечатлений, но и подтолкнул к неожиданным выводам. Главный из них — киевскому сообществу катастрофически не хватает простого украинского общения, с песнями и украинским языком, щедрым столом, спорами о том, какой регион Украины самый гостеприимный. И этот факт в определенной мере ужасает. Мы постоянно говорим о расколе между регионами страны, а на самом деле проблема заключается в другом — в культурной и социальной отдаленности столицы, как основного (или же единственного) объединительного центра, от регионов. Отсюда, по моему мнению, и проблемы несоответствия государственной политики потребностям жителей провинции, и отсутствие необходимой непрерывной связи между элитами регионов и т.д.

Другой вывод — в современном маркетинговом обществе каждый отдельный украинский регион, его традиции, достижения, выдающиеся фигуры, нуждаются в продуманной рекламной кампании (как бы это обыдено не звучало). Волыняне продемонстрировали прекрасный пример того, как используя информационный предлог — присвоение Волынскому университету статуса национального — напомнить о неповторности своих традиций и о значимости Большой Волыни в истории и современности Украины. Когда же представители каждого региона начнут работать над положительным имиджем своей малой родины, проблема объединения Украины отпадет сама по себе.

Иван КАПСАМУН, член Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи, студент Одесского университета:

— Волынские вечера я бы назвал идеей, которая умеет сплачивать. Находясь на этом мероприятии, я, например, почувствовал свою маленькую Родину — Буджак. Я сам по национальности гагауз, а для нас, всех тюркских народов, где бы они не жили и не находились, всегда характерна сплоченность, поэтому у меня сразу возникла соответствующая ассоциация. Коллективы, которые пели, играли музыку, словно возвращали меня в прошлое, в украинскую историю. Я задаю себе вопрос, может ли такая сплоченность служить примером для всей Украины? Конечно, может! Украинское многообразие — это наше богатство, и его следует использовать ради развития и процветания всей страны, нужно делать акцент на том, что нас объединяет, а не разъединяет. Вообще, я очень доволен и благодарен газете «День» и лично Ларисе Ившиной за приглашение и за то, что простой студент Одесского университета получил возможность побывать на этом празднике.

Петр КРАЛЮК, проректор Острожской академии:

— Позитив этого вечера в том, что он определенным образом представил на столичном уровне Волынь — регион, сделавший и делающий много для того, чтобы Украина была украинской. О Волыни в Украине знают не так уж и много. Больше ведают о казацкой Надднепрянщине. Хотя редко вспоминают, что основателем Запорожской Сечи был волынянин — Дмитрий Вишневецкий. Вспоминают «украинский Пьемонт» Галичину, индустриальные регионы Востока... Но разве случайно именно Волынь дала первых президентов Украины — Михаила Грушевского, родившегося в Холме, бывшего в этнографически-культурном плане частью Волыни, и Леонида Кравчука? И случайно ли на Волыни появилась первая украинская интеллигентная семья? Имеется в виду семья Косачей, давшая нам Лесю Украинку. Этот список «волынских заслуг» можно было бы продолжить.

Организаторам вечера — и Ларисе Ившиной, и гостям из Волынского университета — удалось создать атмосферу, когда присутствующие почувствовали дух Волыни. И хотя ребята из группы «Аккорд» исполняли не столько волынские песни, сколько «общеукраинские», но ведь интерпретация была волынской. Вероятно, больше всего всех удивил Тарас Компаниченко и его группа. Эти чудо-певцы не только замечательно играют, поют, но и пытаются воссоздать давно забытые мелодии наших предков. И хотя для меня эти тексты, озвученные Тарасом (например, стихи Дамиана Наливайка), хорошо знакомы, я никогда не думал, что они могут так звучать и «цеплять за живое». Или его рассуждение об острожском напеве. Лично для меня это вроде и не было открытием. Но Тарас заставил несколько иначе взглянуть на культурную деятельность князя Василия-Константина Острожского, понять его значение в этой сфере. Приходится лишь сожалеть, что Тарас Компаниченко остается малоизвестным для украинской публики. Как по мне, этот интеллектуал-певец, глубокий исследователь должен был бы не сходить с наших телеэкранов, звучать на радио. Но, к сожалению, как говорил президент-волынянин: имеем то, что имеем.

На Западе университеты играли и играют важную роль не только в культурной жизни. Они являются важным элементом общественного организма. В этих обществах есть понимание того, что университет должен быть в определенной степени независимым и продуцировать оригинальные (иногда даже неудобные) идеи. Но эти идеи нужны, чтобы развивалось общество. Отсюда уважение в западных обществах к университетам как к институциям. Соответственно, и уважение к ученым и преподавателям.

У нас иная ситуация. Еще в царские и особенно в советские времена высшие учебные заведения были поставлены на службу государству. Об автономии, независимости от государственных структур не могло быть и речи. За годы независимости ситуация в этом плане не изменилась. Будучи формально похожими на университеты западные, наши университеты в своей основе другие.

Как изменить эту ситуацию? Прежде всего осознать, что реальное положение университетов в украинском обществе не является нормальным. Что из университета, находящегося на побегушках у чиновников, пользы мало. Если придет это понимание, возможно, ситуация начнет меняться. Хочется верить, что так будет.

Подготовили Надежда ТЫСЯЧНАЯ, Мыкола СИРУК, Маша ТОМАК, Ирина КОНОНЕНКО, фото Леонида БАККА, Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ