Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Человек в трагическом оркестре эпохи

26 января, 2001 - 00:00

Известна старая истина: чтобы верно разглядеть выдающееся явление истории или незаурядную личность, чтобы постичь их истинную суть — нужно время. Тогда, с течением времени, «хрестоматийные», давно, казалось бы, известные нам фигуры появляются в совсем другом, нередко трагическом свете.

Завтра, 27 января исполняется 110 лет со дня рождения классика украинской советской поэзии, певца «чуття єдиної родини» и партии, которая «ведет» советских людей от победы к победе — Павла Григорьевича Тычины. Так подавалось литературное, да и жизненное кредо художника вплоть до 1991 года. Формально все это правда, Павел Григорьевич воспевал все это (возьмем, к примеру, названия сборников его стихотворений последних трех десятилетий жизни: «Могутність нам дана», «Ми свідомість людства», «Комунізму далі видно», «Рости, пречудовий світе» и тому подобное). Но, откровенно говоря, только безнадежно примитивный человек удовлетворится такой характеристикой Павла Тычины и на этом поставит точку.

Перед нами — один из наиболее сложных и трагических поэтов Украины ХХ века, чье творчество как при жизни, так и на протяжении десятков лет после его смерти (1967 г.) подавалось в преднамеренно искаженном, сознательно упрощенном и безжалостно препарированном виде. Это одно из тяжелейших преступлений тоталитарной системы в сфере человеческого духа. Часть стихотворений и поэм молодого Тычины никогда не печаталась, подавалась с купюрами — причем это поэзия, как видно сейчас, едва ли не самая сильная (назовем хотя бы «Скорбну мати», «Чистила мати картоплю», «Війна», «Ой, що в Софійському заграли звони...» и десятки других.

Почему именно эти произведения подверглись такому наказанию? Потому что из них мы узнаем другого Тычину.

«Співець єдиної родини»? Но ведь прежде всего — украинский патриот. Во всяком случае, вот стихотворения 1917 года с описанием присяги на верность новой Украине:

Ой, що в Софiйському

заграли звони, затремтіли,

Не білі голуби — янголи у небі пролетіли.

Ой, там збиралися під прапори,

під сонячні, ще й сині: Віднині —

Не буде більше пана у вільній Україні!

Певец партии? А он же был гуманистом, стремился найти «таку партію, де на людину дивляться, як на скарб світовий» («Антистрофа»). А он даже в 1930 году, в эпоху ужасов коллективизации и голодомора посмел написать потрясающие строки, которые никогда не печатались:

Одним земля й розкоші

А другим хоч здихай

Безхліб’яно безводяно

Собакою здихай

Ну то хоч ти свободо

Хоч ти нас прикохай...

Конечно, остается вопрос: как он, человек редкой доброты и высочайшей культуры, академик, поэт, художник, дирижер и музыкант (знал 13 языков, а ведь родился же в бедной семье деревенского дьяка, в которой было девять человек детей), стал служить сталинской власти, стал одной из первых скрипок в трагическом оркестре своей эпохи (а его поэма называлась когда- то «В космическом оркестре»)? Ведь это же факт: «Партія веде» вышла в свет в страшном 1933 году. Над этим еще в свое время задумывался выдающийся поэт украинского зарубежья Евгений Маланюк. Когда все мы сможем дать ответ на этот вопрос, мы поймем что-то очень важное в нас самих.

Игорь СЮНДЮКОВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ