Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Черное на красном

18 сентября, 2008 - 18:15

На высоком куполе — юные, молодые, пожилые лица умерших от голода. Здесь-таки и глаза детей, которые ушли за последнюю черту, не дождавшись спасительной крошки хлеба...

Это — жуткие фрагменты широкой экспозиции в музее Голодомора, который 20 сентября откроет двери для первых посетителей в Каретном зале на территории Меджибижского государственного историко-культурного заповедника «Меджибиж». Организаторы считают, что это будет уникальный в Украине музей. Автор проекта — известный художник и скульптор-монументалист Николай Мазур. В Хмельницкой облгосадминистрации одобрили его идею такого художественного воплощения одной из самых трагических страниц истории Украины. «Стремился показать страдальческий путь украинцев и Украины в 30-е годы: голод, репрессии, депортации», — тихо говорит художник.

Показал так, что это потрясает, берет за изболевшую душу, бередит память. Именно в отреставрированном Каретном зале, где древние стены, окна, колонны, таинственная мозаика сводов «дышат» историей.

Музейная экспозиция создана, как говорится, всем миром. Из самых отдаленных сел края свозили в Меджибож вещи тех трагических времен. Орудие крестьянского труда — косы, серпы, жернова, ярма, крупорушки... Наряд — вышитые сорочки, платки, запаски... Еще — веретена, глиняную посуду, ступы, керосиновые лампы... Одна бабушка отправила в музей иконы, которые передавались в их семье из поколения в поколение. Тяжелым было прощание пожилых людей с дорогими вещами. Мол, жаль, но пусть «продолжают жизнь» в музее.

Среди музейных документов — уголовные дела. Пожелтевшие страницы рассказывают современникам об искалеченных судьбах тех, кто отказывался идти в колхоз, прятал от активистов коллективизации колосок.

Талантливому художнику Николаю Мазуру удалось воспроизвести все этапы тогдашней трагедии: насильственная запись в колхоз, «черная доска», доведенные до полного отчаяния люди, угасающие жизни на самых плодородных в мире черноземах, пустые колыбели, камень на голом столе... И — портреты вождей, которые совершали этот невиданный геноцид.

Звучат рассказы тех, кому удалось выжить в то ужасное время. В соответствии с замыслом автора музейной концепции, несут смысловую нагрузку, производят впечатление цвета — черный, красный, белый...

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ