Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Черномырдин возвращается. Конец эпохи Ельцина?

26 августа, 1998 - 00:00
ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН

Наблюдатели в российской столице говорят о том, что именно в эти дни решается другой вопрос — вопрос о преемственности власти в России. Что получение Черномырдиным портфеля премьер-министра — это еще и аванс на будущее, реальная возможность стать новым президентом России, единственным кандидатом от «партии власти». В прошедшую пятницу, во время своего появления в нижней палате российского парламента Черномырдин уже выглядел как вождь «большой оппозиции» правительству Кириенко — оппозиции, которая объединила практически всю политическую и предпринимательскую элиту России — от коммунистов до «Нашего дома... «, от Бориса Березовского до королей топливно-энергетического комплекса.

Очевидно, что единодушное думское неприятие правительственных мер было еще и тщательно подготовленной, рассчитанной на президента демонстрацией: правительство Кириенко не имеет никакой поддержки. Нигде. В Кремле то же самое утверждал близкий приятель Березовского — глава президентской администрации Валентин Юмашев. В воскресенье вечером Ельцин принял сногсшибательное решение.

Сторонники Черномырдина празднуют победу, считая, что теперь «новый старый» премьер близок к реальной власти как никогда. Черномырдин покинул свой кабинет политическим банкротом: Ельцин своим указом продемонстрировал, что премьер, которого уже считали реальным претендентом на президентскую должность, может мгновенно исчезнуть с политической арены. За пять месяцев отставки Виктор Степанович так и не стал настоящим публичным политиком, и его понемногу стали забывать, а журналисты откровенно скучали на его редких пресс-конференциях. Неумение высказать свою мысль еще в бытность его премьером считалось интересной особенностью руководителя правительства, во время же отставки это стало тем барьером, который китайской стеной отгородил Черномырдина не только от масс-медиа, но и от общества. И вот теперь — какое возвращение! В роли спасителя Отечества, в роли реального наследника Ельцина, которого благословил на это сам президент, в роли политика большого масштаба, к услугам которого нельзя не обратиться в кризисное время! Не удивительно, что в черномырдинском штабе празднуют победу, и руководитель парламентской фракции НДР Александр Шохин говорит о невозможности возвращения к прежней ситуации, когда в правительстве существовали вице-премьеры для противовеса его руководителю. Не удивительно также, что от власти отстраняются все «нечерномырдинские» фигуры — Борис Немцов уже ушел, будущее Анатолия Чубайса представляется неопределенным, во всяком случае, Шохин уже выступил с предложением устранить Чубайса с политической арены вообще. В Белый дом приходит якобы сильный премьер, которому не нужны конкуренты.

Однако пить шампанское черномырдинцам еще рановато. Да, Ельцин поступился властью в пользу премьер-министра. По-видимому, президент прекратил борьбу за собственное будущее, хотя я не стал бы хоронить Ельцина до тех пор, пока он не распрощается с президентской должностью. Ведь в ближайшем будущем Россию ожидает еще немало кризисов, и кто знает, может, уже через несколько месяцев президенту опять придется выступать в роли спасителя государства уже от деятельности черномырдинского правительства. Однако даже если предположить, что Ельцин просто хочет досидеть свой срок в роли английской королевы и его эпоха закончилась, то это может означать только конец эпохи Ельцина, но совсем не начало эпохи Черномырдина.

Достаточно показательным является то, что сторонники Черномырдина пребывают в эйфории по случаю его возвращения к власти, однако почему-то не вспоминают о плачевном экономическом положении, в котором оказалась сегодня Россия. Это положение — вовсе не результат пяти месяцев правления команды Кириенко, а реальный итог пятилетних черномырдинских полуреформ, создания формальной рыночной экономики, которая на самом деле всегда руководствовалась клановыми и лоббистскими интересами. Кабинет Кириенко, действительно оказался неспособным исправить ситуацию, поскольку проявлял нерешительность и постоянно запаздывал с непопулярными, но необходимыми мерами. Приход к власти команды топливно-энергетических лоббистов, в которую не может не преобразоваться кабинет Черномырдина, вряд ли исправит ситуацию. К тому же для того, чтобы выглядеть руководителем объединенной оппозиции и человеком консенсуса, Виктор Степанович много чего наобещал лидерам думских фракций — вплоть до того, что правительство станет коалиционным и будет руководствоваться программой противокризисных мер, которую выработают в Думе. Можно себе представить, что это будет за программа! Между тем экономический кризис в России — суровая действительность, и может статься, что для спасения ситуации Черномырдину придется пойти на такие меры, которые похоронят его надежды не только на президентство, но и вообще исключат его из политической жизни страны. Или он откажется от таких мер, пойдет на полурешения — и последует ситуация, в которой не будет никаких выборов и президентов, ибо система федеральной власти просто умрет, как когда-то умерла аналогичная система федеральной власти Советского Союза.

Существует и менее глобальное обстоятельство: Черномырдин обязан своим назначением не только собственному авторитету и неприятию правительства Кириенко Думой, но и блестящему плану одного из главных стратегов подковерной политики Кремля — Борису Березовскому. Более того, Ельцину новое правительство представлялось именно как правительство Черномырдина — Березовского, и теперь исполнительный секретарь СНГ рассчитывает на должность ключевого вице-премьера в новом кабинете. Поэтому Шохин явно поторопился, когда сказал, что вице-премьеров для противовеса больше не будет. Тем более, у Черномырдина с Березовским сложились хорошие отношения — в этом недавно мог убедиться Президент Украины, на день рождения которого Виктор Степанович и Борис Абрамович прилетели одним самолетом. Вместе с тем Березовский — целиком самостоятельная личность с собственными политическими и предпринимательскими интересами, которые могут быть отличными от интересов Черномырдина. Так что коалиционное правительство Черномырдина — Березовского во время жесточайшего финансового и экономического кризиса в России, катастрофы рубля и развала банковской системы может стать для Черномырдина трамплином для прыжка в президентское кресло. А может, политической могилой.

Москва

«Старый новый» российский премьер Виктор Черномырдин обсудил во время телефонного разговора с украинским коллегой Валерием Пустовойтенко возможность своего визита в Киев в начале сентября, сообщила Интерфаксу пресс-секретарь украинского премьера Елена ГУБИНА.

 

Виталий ПОРТНИКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ