Тема «честные выборы», похоже, станет одним из основных инструментов и слоганов в набирающей обороты президентской кампании. На днях кандидаты в президенты (на этот раз лидер блока «Наша Украина» Виктор Ющенко и глава СПУ Александр Мороз) подписали соглашение о честных выборах. Как следует из текста документа, стороны договорились объединить усилия по организации совместного контроля за проведением выборов, обеспечить координацию действий и выявление нарушений закона «О выборах Президента Украины» и возможных провокаций в ходе избирательной кампании. Аналогичное соглашение ранее было заключено между Александром Морозом и кандидатом в президенты от КПУ Петром Симоненко. Виктор Ющенко также не исключил возможности подписать такое соглашение с лидером коммунистов. Пожалуй, главное во всем этом — чтобы победитель выборов обладал как можно большей легитимностью, как внутри страны, так и вне ее.
Что значат подобные соглашения о честных выборах? Какова их реальная роль в предотвращении всевозможных злоупотреблений в ходе президентской кампании с чьей бы то ни было стороны? С этими вопросами «День» обратился к нескольким экспертам.
Александр ЛИТВИНЕНКО, доктор политических наук, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований:
— В этой кампании тема честных выборов выступает одной из ведущих. Она используется в нескольких измерениях, среди которых стоит выделить общедемократическое (т.е. обеспечение соблюдения законодательства), и чисто технологическое измерение. Третье измерение — это то, что соглашения о честных выборах выступают также как определенная форма соглашений о взаимоподдержке. Если мы вспомним кампанию 1999 года, то тогда соглашения о честных выборах заключались также преимущественно между оппозиционными кандидатами и выступали механизмами координации их действий. Именно так можно рассматривать и подписанное соглашение между Морозом и Ющенко. После того, как не удалось достичь компромисса о выдвижении единого кандидата от «тройки», они находят возможности создать определенный переговорный и координирующий механизм. Следует также подчеркнуть, что честность и прозрачность выборов выступает одним из важных внешних (в первую очередь, европейских и американских) условий к Украине на этом этапе. Скорее всего, проблема честности и прозрачности выборов будет акцентирована перед первым туром выборов в конце октября, а также будет активно использоваться в первую очередь той стороной, которая будет проигрывать.
Почему именно оппозиция педалирует тему о честных выборах? Потому что они формируют мифологему о народном кандидате, который противостоит власти. И соответственно, для оппозиции очень принципиально сказать, что «народ стопроцентно поддерживает этого кандидата и не допустить его победы власть может только при помощи нечестных, манипулятивных и других подобных механизмов». С другой стороны, власть, отвечая на внутриполитические и внешнеполитические призывы, очень заинтересована в полной легитимности будущего президента. В конечном счете, все в Украине, в отличие от определенных внешних сил, заинтересованы в легитимном президенте. Именно на это направлены ответы власти и действия оппозиции. Я хочу подчеркнуть, что существуют определенные внешние факторы, которые заинтересованы в максимальной нелегитимности украинских выборов, что существенно ослабит позиции нашего государства как внутри страны, так и вовне. И, к сожалению, это достаточно мощные факторы.
Владимир МАЛИНКОВИЧ, директор украинского отделения Международного института гуманитарно- политических исследований:
— Я считаю, что речь идет о необходимости контролировать избирательный процесс, и в этом смысле упомянутое соглашение может быть полезным. Тем более, что в нем будут участвовать (косвенно) не только социалисты и «Наша Украина», но и коммунисты, а у коммунистов есть свой электорат и свои представители практически во всех регионах Украины. Я предполагаю, что элемент некой «мягкой» фальсификации в определенных регионах возможен. И контроль со стороны общественности пойдет на пользу демократичности избирательного процесса. Конечно, на выборах каждый будет стараться тянуть одеяло в свою сторону. Но так или иначе, возможности провластного кандидата влиять на процедуру голосования во много раз больше, чем у оппозиционных. Хотя это совсем не в интересах Виктора Януковича как кандидата от власти — фальсифицировать выборы. Я не поддерживаю этого кандидата. Однако полагаю, что у него есть все шансы победить даже на чистых выборах — как у действующего премьер-министра, который, ко всему, может еще и заручиться поддержкой России. Поэтому он объективно заинтересован в чистых выборах. Но это — теория. А на практике у нас все еще аппаратчики действуют по старому принципу, требующему любой ценой обслуживать своего начальника.
В то же время я бы не преувеличивал значение этого соглашения, потому что мы имеем дело не с политическим союзом. Политический союз между В.Ющенко и А.Морозом, на мой взгляд, невозможен. По той простой причине, что Ющенко является противником проведения политреформы до выборов, а Мороз — решительным сторонником. И условием для союза может быть только одно — поддержка «Нашей Украиной» закона о конституционных изменениях. Поскольку блок Ющенко не готов на такую поддержку, Мороз соответственно, не снимет свою кандидатуру в первом туре, а во втором он уже не будет располагать своим электоратом. В противостоянии Ющенко и Януковича решающим будет электорат коммунистов, который, на мой взгляд, и решит исход выборов в пользу Януковича. На результат выборов не может не повлиять тот факт, что Виктор Янукович на сегодня может кое-что предложить избирателю, а Виктор Ющенко — нет. Результаты этой ситуации мы уже видим: если в начале июля разрыв между Ющенко и Януковичем составлял 8 — 9, по некоторым данным — 10%, то согласно последним результатам социологических исследований он сократился до 4%.
Владимир БОНДАРЕНКО, политолог:
— Уже тот факт, что мы с вами обсуждаем упомянутые события, свидетельствует, что господа Ющенко, Мороз и Симоненко сумели реализовать неплохой пиар-ход. Ворваться в медиа- пространство для претендента на выборную должность — всегда задача № 1, а тем более, если это связано со словами о честных правилах игры, соблюдении законов и т. д. Но законов нужно придерживаться всегда, независимо от того, подписал ты соглашение о честных выборах или не подписал. В этом смысле для общества было бы лучше, если бы уважаемые кандидаты вместо разговоров на деле взялись неукоснительно следовать духу и букве избирательного законодательства. Еще одна функция шоу под названием «Даешь честные выборы!», устраиваемом оппозиционными кандидатами, — готовить почву для того, чтобы сохранить собственное лицо после завершения кампании. Вряд ли лидеры КПУ Петр Симоненко и СПУ Александр Мороз являются столь оторванными от реальности людьми, чтобы не понимать, что вероятность их победы в президентской гонке равняется круглому нулю. Не потому, что выборы могут быть фальсифицированы, а просто по причине отсутствия в народе желания вернуться в «светлое прошлое», а также веры, что данные вожди это «светлое прошлое» способны вернуть. Соответственно, нужно заранее подготовить общественное мнение к тому, что выборы фальсифицированы, потому и не прошел «истинно народный кандидат». Подобная задача — спасать лицо — сейчас встает и перед Виктором Ющенко, по мере того как растет рейтинг и вероятность победы его главного конкурента Виктора Януковича. Правда, в отличие от социалистов и коммунистов, ющенковцы все еще верят в триумф своего вождя и больше думают о его текущем рейтинге. Однако чем очевиднее будет становиться преимущество в предвыборных состязаниях действующего премьера, тем с большим рвением Виктор Ющенко и его сторонники будут обвинять власть в нарушениях и тем серьезнее нарушения будут инкриминироваться власти. В этой ситуации единственное, что можно посоветовать, — почаще демонстрировать открытость.