Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что останется от земли после моратория?

30 июля, 2007 - 19:33

Теперь в моде открытость и откровенность или даже прозрачность и транспорентность. Звучит красиво и даже завораживающе. Так и тянет к урне, чтобы проголосовать в поддержку. Но вот, скажем, продается большой участок земли поблизости от столицы. Как ни странно, в сделке принимают участие государственные чиновники самых высоких рангов из разных политических лагерей. Причем одни присутствуют явно, а другие, получается, незримо. Сначала заседают и говорят друг другу и инвестору правильные слова типа «добро пожаловать», «как сильно мы вас заждались», «сотрудничество на благо Украине». Когда официальная часть заканчивается, все те же лица как бы сбрасывают маски. И называют конкретные цифры... в зависимости от рангов.

Так работает мораторий на продажу земли. Но учитывается ли этот фактор при анализе нынешней ситуации в Украине? Похоже, далеко не всегда... И было бы просто глупо спрашивать почему...

На днях первый вице-премьер- министр Украины, министр финансов Николай Азаров встретился с делегации Атлантического cовета США во главе с бывшим послом США в Украине Уильямом Миллером и ознакомил его с политической и экономической ситуацией в Украине. Стержнем экономической политики правительства, по словам Азарова, является стратегия преодоления бедности на пути инновационно- инвестиционного развития. А среди важнейших превращений в ходе выполнения этой задачи речь шла о прозрачности государственного управления и преодоления коррупции. Первый вице-премьер подчеркнул, что Украина неотложно нуждается в реализации масштабной программы борьбы с коррупцией, и проинформировал гостей о разработанной правительством стратегии и тактике действий. Он также высказал убеждение, что реализация антикоррупционной стратегии возможна при условиях консолидации патриотических, прагматичных сил... Дело, конечно, хорошее и нужное. Но как бы тут с этой консолидацией, как говорится, не переборщить. Так нам то одни, то другие рассказывают, что же там по-настоящему творится. А если они вот так, как мы вначале рассказали, объединятся?

Слишком уж прагматичный подход, который нередко прослеживается в действиях властных институтов, может и не пойти на пользу. Так, вчера в одном из изданий можно было прочесть такие слова министра аграрной политики Юрия Мельника: «Вероятней всего, мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения 1 января 2008 года может быть продлен, поскольку Верховная Рада не смогла принять ключевые законы — о рынке земли и о земельном кадастре». «Лично я категорически против того, чтобы хаотический рынок земли был легализирован. Если осенью не удастся выстроить четкой системы — лучше продлить мораторий», — уточнил он и объяснил, что в большинстве стран мира оборот сельхозземель жестко регулируется. В частности, права собственности передаются не от продавца покупателю, а через соответствующее государственное учреждение или земельный банк. Он не исключил, что такая система может быть внедрена и в Украине. Спрашивается, а сколько еще лет будет у нас эта система отлаживаться и останется ли еще к тому времени в Украине какая-то непроданная земля.

Так что в чем-то министр, безусловно, прав. Следовало ли из узкопартийных или даже узколичностных интересов затевать внеочередные выборы, пренебрегая при этом коренными нуждами и проблемами украинцев (закон о государственном земельном кадастре был принят парламентом, однако Президент его ветировал, а проект закона о рынке земель принят только в первом чтении)? Ведь у парламента было достаточно времени, чтобы до 1 января все же доработать и принять необходимые законы и подготовиться таким образом к отмене моратория, не ввергая страну в хаос нерегулируемого земельного рынка. Впрочем, и предложения взять этот рынок под плотную опеку государственных мужей, привыкших снимать сливки с каждой более или менее выгодной сделки, не менее опасно...

На днях Министерство экономики сообщило нам потрясающие данные о сокращении уровня теневой деятельности в Украине. По итогам 2006 года он уменьшился до 27% официального ВВП против 29% в 2005 году. Особенно преуспело в «сокращении уровня «теневой» экономической деятельности» сельское хозяйство (на 4 процентных пункта — до 28%)... Это, простите, смешно слышать. Знают ли в Минэкономике о том, сколько за последний год было заключено теневых сделок о продаже земли? Какой была их цена? Сколько с них уплачено налогов? Как выполняются договора об аренде земли? Какой доход получают от этого ее собственники? Насколько уверены в Минэкономики в прозрачности схем, по которым идет к селянам государственная поддержка? Да и получают ли ее вообще те, кто в ней нуждаются? И главное, имеют ли место и тут пресловутые откаты, к которым страну приучили во времена Кучмы? Если ими не брезгуют, как о том шла речь, наши самые высокие и солидные сановники, то что уж говорить о деятелях районного масштаба, которые во всем, как и положено, берут пример с высокого начальства.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ