Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что-то подписали...

10 января, 2002 - 00:00

Вчера у памятника Михаилу Грушевскому было подписано соглашение о создании блока Виктора Ющенко «Наша Украина».

Вряд ли стоит спорить по поводу времени и места подписания документа. По каким причинам многочисленный отряд имиджмейкеров Виктора Ющенко остановился именно на варианте с Грушевским, почему не было выбрано другое место или другой памятник? Скорее всего, глубокая символика момента так и останется непонятной для немногочисленной группы граждан, которые наблюдали за процессом. Зато добираться к месту всем было удобно, да и зал Дома учителя для скрепления соглашения находился рядом.

Лично лидер «Нашей Украины» на ранее объявленное время церемонии подписания традиционно опоздал. Временно свободную площадь оперативно заняли второстепенные политики из партий блока, которые с удовольствием позировали перед фото- и телекамерами сначала на фоне монумента, потом — наоборот. Когда же наконец прибыли главные фигуранты события, место пришлось освободить. Пока Виктор Ющенко поздравлял телекамеры с праздниками и напоминал об историчности события, за его спиной образовался многочисленный «президиум» из желающих попасть «в кадр». Особенно старательными были Владимир Яворивский, Николай Поровский и другие менее известные деятели, которые надеются вернуться в большую политику под омофором «надежды нации». Лидеры «блокообразующих партий» Геннадий Удовенко, Юрий Костенко и Виктор Пинзеник суетились меньше. Поскольку процедура подписания соглашения не была, как видно, заблаговременно расписанной, «подписанты» подходили, точнее, протискивались к месту стихийно. Так, Петр Порошенко слишком долго разыскивал в недрах своей одежды авторучку, в результате чего оказался среди последних.

Собственно прессу порядок подписей интересовал мало. По рукам журналистов ходила распечатка записи телефонного разговора, который как будто состоялся 13 декабря прошлого года между Александром Омельченко и Виктором Ющенко. Киевский голова в этом разговоре вроде бы требовал у экс-премьера не срывать голосования по поводу отставки Виктора Медведчука, а Ющенко в это время от греха подальше двигался в направлении Винницы.

Начитавшись насыщенного эмоциональными изречениями текста якобы подслушанного разговора, журналисты не могли не нарушить дальнейшего сценария, согласно которому участники подписания соглашения об образовании блока Ющенко должны были вместе с прессой попробовать рождественской кутьи. Заранее просчитав, что «выброс» текста будто бы подслушанного разговора Ющенко с Омельченко не случайно произошел именно в день подписания соглашения, пресса поинтересовалась мнением по этому поводу самого Виктора Ющенко.

Интерес вызвали собственно не слова, сказанные Ющенко в начале нового «кассетного скандала». Политику, которым бесспорно становится постепенно лидер «Нашей Украины», хватило здравого смысла не заявлять сразу, что все это, например, «хфальшивка». Подсказать также некому было — союзники по блоку как раз только пристраивались поближе к своему лидеру. Поэтому слова Ющенко о том, что он не собирается ничего комментировать, и его же призывы к совести тех, кто это все организовал, выглядели едва ли не единственным выходом из неожиданного «экстрема». Как бы там ни было, эта ситуация для Ющенко репутационно является сложной. Он вдруг оказался «не тем», к которому приучали общественное мнение. Штабу Ющенко теперь нужно время, чтобы выработать линию поведения своего лидера на случай обнародования новой информации о его реальных отношениях с другими политиками.

Все выглядело так, как будто Виктор Ющенко, которого кое-кто видит будущим лидером нации, получил шанс уже сейчас побыть в положении, в котором оказался в позапрошлом году его «названый отец» Леонид Кучма. Как и следовало ожидать, и при отсутствии майора Мельниченко в стране нашлось достаточное количество специалистов по подслушиванию и выборочному обнародованию личных разговоров известных политиков. Что может противопоставить этому лидер блока «Наша Украина»?

Общеизвестный рецепт борьбы против провокаций — максимальная открытость деятельности политика. Когда шаги политического лидера прозрачны, открыты и понятны, почва для домыслов и слухов исчезает сама собой. Вряд ли не знают этого «штабисты» Ющенко. Однако не хотят или не могут по определенным причинам вложить в уста своего лидера нужные слова. В первую очередь, об основах, на которых строится блок «Наша Украина». Одного искреннего взгляда и честных глаз Виктора Ющенко мало, чтобы объяснить, что объединяет «Солидарность» Петра Порошенко с Рухом или либералов губернатора Владимира Щербаня с националистами Славы Стецько. Так же непонятно, туманно и полутайно происходит составление партийного списка блока и согласование кандидатов в мажоритарных округах. Почему во время торжественного подписания соглашения не был объявлен состав первой пятерки блока? Почему Виктор Ющенко уклонился от ответа на этот вопрос во время сокращенной до непристойности пресс-конференции?

Ссылка на то, что все должен решить межпартийный съезд, не выдерживает никакой критики. Если подписывается, да еще и торжественно, соглашение о блоке, это должно означать, что все вопросы между участниками блока согласованы. Если это не так, то чего стоят торжества у монумента руководителю первого украинского парламента? Какую подпись можно поставить под групповой фотографией на фоне Грушевского, если до сих пор как следует неизвестно, кто есть кто в блоке Ющенко?

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ