Приближающиеся Новый год и Рождество уже сами по себе снижают накал в обществе и настраивают если не на благодушие, то на поиск приятных, согревающих сердце новостей. И вот, словно по заказу, Госналоговая администрация сообщает, что за 11 месяцев этого года физические лица-предприниматели перечислили в бюджет страны 2,3 миллиарда гривен налогов, что почти на 92 миллиона, или на 4,2%, больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Другая категория физлиц — субъекты хозяйствования — перечислили в бюджеты всех уровней 2,9 миллиарда гривен, превысив уровень прошлого года на 72 миллиона, или на 2,5%. И кто это там говорит о пустом бюджете?..
Правда, эти радостные известия несколько тускнеют, когда узнаешь, сколько труда пришлось положить ради этих цифр нашим доблестным налоговикам. За 11 месяцев они разобрались с 16 295 субъектами хозяйствования. Причем нашли нарушения у 98,8%. В результате нагрузка на бизнес в виде налогов и штрафов была увеличена на 912 миллионов гривен. Видимо, большой эффект дали и меры воспитательно-правового характера: в налоговую милицию передано 5,3 тысячи дел, заведено 200 дел уголовных, 13,6 тысячи материалов передано в прокуратуру.
Словом, украинский бизнес сегодня еще не совсем понял, почему и за что он должен платить налоги и почему они должны быть такими высокими. Но диалога с ним нет, новый Налоговый кодекс запрятан в каком-то далеком чиновничьем ящике, в действующих налоговых законах — не то, что предприниматель — сам черт ногу сломит. Поэтому бизнес, когда-то мечтавший о гармоническом сотрудничестве с государством, все чаще выбирает безналоговую деятельность. Не секрет, что этому способствовал и финансово-экономический кризис.
Тенизация экономики Украины в этих условиях приобрела тотальный характер. Отдельные эксперты и исследователи оценивают уровень теневой экономики как приближающийся к 60% ВВП. По мнению многих экономистов, такая ситуация представляет реальную угрозу национальной безопасности государства. Об этом, в частности, идет речь и в национальном докладе Национальной академии наук «Социально-экономическое состояние Украины: последствия для народа и государства». Теневая деятельность, указывают авторы, стала составляющей экономики страны. По их мнению, она обслуживает экономические и политические интересы определенных влиятельных структур и деловых кругов. Большинство экспертов считают, что 25—50% оборота частных предприятий не представлено в документах бухгалтерского учета. В большинстве малых предприятий «тень» может достигать 80—90%.
К распространенным видам теневой деятельности относятся незаконный возврат налога на добавленную стоимость, зарплаты в конвертах. В докладе отмечается, что теневое обращение присутствует в таких сферах деятельности, как торговля (80%), строительство (66%), недвижимость (60%), общественное питание (53%), средства массовой информации (53%), транспорт и перевозки (46%). В торговле подакцизными товарами значительную долю составляют неучтенные объемы табачных, ликероводочных и других изделий.
Эксперты называют достаточно высоким также уровень коррумпированности в поставках энергоносителей, землеотведении под строительство, операциях с коммерческой недвижимостью и приватизации государственного имущества. Тут существует значительный разрыв между рыночными и «отпускными» ценами и, соответственно, возможность получения сверхприбылей, что является источником взяточничества и «откатов», с которыми больше всего фирм работают в строительстве (91%), торговле (75%), сфере недвижимости (75%), сельском хозяйстве (58%), энергетике (58%).
Тенизирована и, больше того, криминализирована сфера возврата НДС и работа Государственного казначейства. Схожесть между ними заключается в том, что в обоих случаях заблокированы платежи. Но у нас ведь привыкли, что любое «нельзя» преодолевается откатами. Читатели сообщают, что ставки по ним уже выросли до 35% от возвращаемых сумм, чего раньше никогда не было.
Не случайно Президент Украины Виктор Ющенко издал Указ «О неотложных мерах по нормализации казначейского обслуживания местных бюджетов». Этот документ вызван к жизни многочисленными обращениями местных органов исполнительной власти и распорядителей бюджетных средств. Несмотря на то, что по состоянию на 24 декабря на счетах местных бюджетов числилось 8,4 миллиарда гривен, местные органы власти не могли рассчитаться с поставщиками товаров и услуг.
Бизнес уходит в тень также из-за того, что сегодня просто невозможно взять в банке кредит под приемлемые проценты (реальная ставка на кредит сроком до одного года с учетом всех комиссий составляет от 48% до 62% годовых). Можно предсказать, что снижение уровня тенизации, вопреки всем карательным мерам, произойдет не раньше, чем возобновится кредитование экономики. И тут у нас есть для читателя еще одна хорошая новость. По словам директора Департамента корпоративного бизнеса «Брокбизнесбанка» Александра Беркуна, об этом можно будет говорить уже весной следующего года, с началом роста экономики и после стабилизации политической ситуации в стране.