Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чтобы дороги перестали убивать

Для настоящих реформ нужны новые методы и технологии обучения и экзаменирования водителей
17 января, 2008 - 19:04
«АВАРИЯ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА БУРКОВСКОГО, Киeв

Несколько лет подряд украинские дороги несут людям смертельную опасность: по данным ГАИ, только на протяжении прошлого года в Украине в результате 62 тысяч дорожно- транспортных происшествий погибло более девяти тысяч людей (77 тысяч получили травмы). Угроза получить травму или не вернуться домой касается практически всех — автолюбителей, тех, у кого нет автомобиля и кто ездит в троллейбусах или маршрутках, велосипедистов, пешеходов, детей... Поскольку проблема назрела давно, в Украине уже несколько раз делались попытки ее решить: можно вспомнить только как несколько лет назад указом Президента были отменены ГАИ (чтобы бороться с коррупцией) и что из этого вышло...

Сейчас работники Госавтоинспекции снова видны на каждом шагу — руководство ГАИ назвало это «широкомасштабной оперативно-профилактической отработкой»: инспектора вылавливают на дорогах водителей-нарушителей, забирают у них водительские удостоверения, составляют протокол и тянут в суд.

После этого наши суды уже трещат от нарушителей, судьи будут ставить дела «на конвеер» и так будет продолжаться, во всяком случае, до 10 февраля — пока на дорогах будет увеличено количество патрулей... Поскольку руководство ГАИ собирается сделать такие рейды систематическими, то не закончится ли эта «кампания» тем, что водители, чтобы от них отцепились, будут давать инспекторам большие взятки и будут ездить и дальше, как захотят? Помогли бы дисциплинировать как водителей, так и работников милиции, камеры наблюдения на дорогах и постах, но ГАИ отложило это в долгий ящик и применяет старые методы — «кнута и пряника». Еще бы помогла строгая сертификация водителей, как это практикуется в Польше (в Украине сейчас дешевле купить водительские права, чем учиться на курсах) и изменение методов обучения с внедрением новых технологий, но об этом вообще никто не говорит. Только — о «кнуте».

Так, по словам начальника Департамента государственной автомобильной инспекции МВД Украины Сергея Коломийца, сейчас на дорогах работают более 6 тысяч гаишников, которые, начиная с 10 января, уже выявили 70 тысяч нарушений (31 тысячу тех, которые стали виновниками ДТП), зафиксировали более 7 случаев, когда за рулем были нетрезвые водители. Позитив от этого — снижение ДТП на 19%. Но на долго ли? Как и раньше, причинами ДТП являются игнорирование правил дорожного движения водителями и пешеходами. По их мнению, в Украине действуют достаточно лояльные меры наказания за нарушение правил, например, минимальный штраф достигает 8—17 гривен, что позволяет водителям игнорировать закон. Чтобы укротить автолихачей, специалисты предлагают повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения (об этом речь идет в законопроекте о внесении изменений в девять законодательных актов, связанных с регулированием дорожного движения, которые сейчас находится на рассмотрении в Верховной Раде).

После принятия законопроекта, минимальный размер штрафа будет достигать 85— 100 гривен. Чтобы повысить ответственность водителей за совершение грубых нарушений (неправильный переезд перекрестков, проезд на красный сигнал светофора и т.д.), эксперты предлагают установить штраф в размере 170 гривен, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии — от 1360 до 1700 гривен. За систематическое нарушение правил дорожного движения — штраф 2040—2750 гривен, а также «награждение» водителей штрафными балами. Если в течение года автолюбитель заработал 30—40 балов за нарушение правил, работники ГАИ имеют право отобрать у него водительское удостоверение.

— В соответствии с законом, работники ГАИ изымают водительские права только в случаях неправильного пересечения железнодорожного переезда, создания аварийной ситуации на дорогах (когда другие участники дорожного движения вынуждены увеличивать скорость или менять направление движения), исчезновение нарушителя с места ДТП или в случае управления автомобилем в нетрезвом состоянии, — рассказал заместитель министра внутренних дел Украины Александр Савченко. — После внесения поправок в законы, которые регулируют дорожное движение, неизменным останется пункт об изъятии удостоверений до принятия судом решения о размере штрафа. Если владелец авто не может заплатить установленную сумму сразу после оглашения решения суда, ГАИ отбирает транспортное средство ко времени уплаты штрафа.

Кроме создания мобильных групп, в ГАИ задумали еще и «активизировать все службы ГАИ» и — что самое интересное — «наладить работы с судами». Но были ли они в помещении судов в последние дни? Если есть такой пункт в плане, следовало бы заняться этим.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей ХОРОЛЬСКИЙ, вице-президент Автомобильного клуба Киева:

— Повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения пойдет водителям только на пользу — они станут более дисциплинированными и ответственными, потому что сейчас ситуация на дорогах — катастрофическая, а небольшие штрафы только усиливают ощущение вседозволенности у водителей.

Считаю, что изъятие водительского удостоверения до принятия судебного решения, так как это практикуется ныне, является абсурдным, потому что иногда водителю приходится месяцами ожидать приговора суда. На мой взгляд, это нарушает демократические принципы государства и права человека в целом. Очень часто дела в суде рассматриваются односторонне, лишь бы только составить протокол и принять решение без адвокатов, без привлечения к рассмотрению дела третьих сторон, свидетелей и тому подобное. В таких случаях действует старый «совковый» принцип: как можно быстрее составить статистику и отчитаться перед начальством.

Выход из ситуации простой — провозглашая закон или требуя его исполнения, нужно заставлять всех работников ГАИ работать в соответствии с принятым постановлением. Относительно повышения штрафов, то их рост должен быть пропорциональным к степени нарушения водителя. Если ДТП причиняет вред не только транспортным средствам на дороге, а и касается пешеходов (достаточно часто водители просто вылетают на пешеходную часть дороги), соответственно и штраф должен включать в себя все нанесенные убытки. Для улучшения ситуации на дорогах также стоит улучшить и подготовку работников ГАИ, выработать в них дисциплинированность и лояльное отношение к водителям.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ