69 тысяч украинцев могут отпраздновать свою победу. Суд в Полтавской области восстановил на работе уволенного из-за диагноза — ВИЧ-инфицированный — жителя Новых Санжар. Как передает korrespondent.net, представители Фемиды приняли решение не только вернуть бывшему водителю газеты «Злагода» Алексею Волошину его должность, но и обязали работодателя выплатить ему в качестве компенсации за моральный ущерб 740 долларов США. Для ВИЧ-позитивных и больных СПИДом, которых в Украине лишь по официальным данным 69 тысяч, это действительно шанс. В декабре этого года, как планируется, Уполномоченный ВР по правам человека обнародует специальный доклад. Все его 200 страниц будут посвящены тому, как в Украине относятся к ВИЧ-инфицированным и чтят их свободы. Показательный пример: согласно социологическому исследованию, проведенному в апреле этого года «СПИД-фондом Восток-Запад», 50% опрошенных считают, что живущие с вирусом должны быть изолированы от общества. Большинство респондентов из Киева и Симферополя (опрос проводился в четырех городах — Одессе, Николаеве, Симферополе и Киеве) сказали, что будут с ВИЧ-инфицированными предельно вежливыми, но контактов с ними избегут. Как правило, среди эмоций, которые испытывают украинцы к позитивным, преобладает страх и жалость. Лишь одесские респонденты полагают, что с ВИЧ-инфицированным стоит вести себя так же, как и со здоровым человеком. За это высказалось почти 80% опрошенных.
«Отчужденную» статистику то и дело подтверждают реальные случаи из жизни. К примеру, практически каждый инфицированный, состоящий в благотворительной организации «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ» (ЛЖВ), сталкивался, как они утверждают, «с проявлением дискриминации и стигматизации». Первыми в списке обидчиков, как правило, значатся врачи и медсестры. «Как только я поведала о своем статусе, — рассказывает ВИЧ-позитивная Марина, — тут же нашлось с десяток причин, почему помощь в этом лечебном учреждении мне получить не удастся. Мол, для больных СПИДом есть свои клиники, а здесь у врачей нет ни времени, ни необходимых медикаментов». О том, как ведет себя медперсонал на периферии, и говорить не приходится. Если учесть, что, по рассказам сотрудников ЛЖВ, в небольших городах к ВИЧ-инфицированным до сих пор относятся как к прокаженным.
Ничуть не реже, рассказывает Марина, медики забывают об одном из основных этических принципов врача — разглашают тайну диагноза. Хотя в законе четко сказано: «Государство гарантирует ВИЧ-позитивным доступность, качество, эффективность медицинского осмотра, в том числе анонимного. Значится там еще и то, что о статусе медперсонал предупреждать вовсе необязательно. Впрочем, сами врачи считают эту статью дискриминационной уже по отношению к ним. По мнению профессора, член-корреспондента АМНУ Виталия Цымбалюка, в такой ситуации хирургу ничего не стоит заразиться ВИЧ во время операции.
Так или иначе, но в Украине судебные иски против медработников ВИЧ-инфицированные еще не выигрывали. Пока лишь на рассмотрении одного из столичных судов находится дело 36- летней женщины, чей диагноз врачи не сочли нужным утаивать от общественности. В целом же, в ЛЖВ знают всего о двух успешных для ВИЧ-позитивных разбирательствах. Одно — в 1998 году, когда за свои права боролся инфицированный в больнице вирусом иммунодефицита тракторист из Кировоградской области. Второе — вышеупомянутое дело Алексея Волошина. Как рассказывает специалист по вопросам адвокации Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине Татьяна Дешко, на каком-то этапе казалось, что судебное разбирательство будет максимально затягиваться и слушания откладываться, но профессионализм юристов Всеукраинской сети ЛЖВ сыграл свою роль.
Увольнение по причине ВИЧ- позитивного статуса — уже обыденность. Случается даже, что руководство детских садов или школ отказывается принять к себе детей инфицированных родителей. Причины, как правило, никто и не скрывает. Недавно Минтруда подписало с Всемирной организацией труда соглашение о совместном проекте. Согласно его пунктам, отныне чиновники призваны следить за соблюдением прав ВИЧ-инфицированных в трудовых коллективах, а на различных предприятиях должны появиться просветительские ячейки по вопросам ВИЧ/СПИДа. Планируется ввести также антидискриминационные статьи в трудовое законодательство. К примеру, на работодателя, отказавшегося принять на работу ВИЧ-позитивного, последний имеет все основания в течение месяца подать в суд. Официально противозаконным планируют признать и увольнение ВИЧ-инфицированного сотрудника. Но пока, как известно, Трудовой кодекс в Украине не принят, соответственно «не работают» и его прогрессивные нормы. А, как утверждают эксперты, предприятий, которые обзавелись просветительскими ячейками, — все еще единицы.
К слову, отсутствие у украинцев должных знаний о болезни и считается причиной неадекватного отношения к ВИЧ-позитивным. К примеру, как показало исследование, 80% женщин согласились с тем, что покупать продукты у человека с ВИЧ недопустимо. Не могут, по их мнению, инфицированные и работать в школе. Впрочем, дефицит информации о том, как передается вирус, выглядит, по меньшей мере, странно. С учетом того, что справочник организаций, работающих в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа ежегодно толстеет, и львиная их доля призвана заниматься именно ликбезом.
Эксперты, правда, уверяют, что результаты все-таки есть. Как ранее отмечала «Дню» руководитель Украинского центра профилактики и борьбы со СПИДом Алла Щербинская, процент усвоивших тот факт, что ВИЧ не передается воздушно-капельным путем, и что диагноз не означает мгновенную смерть, увеличивается. К тому же, по ее мнению, производство в стране антиретровирусных препаратов (его планирует наладить в ближайшее время) сделает их более доступными. Это, в свою очередь, позволит ВИЧ-позитивным оставаться полноценными и трудоспособными членами общества. Сегодня же из нуждающихся в терапии четырех тысяч человек (лишь по официальным данным) ее могут получить всего тысяча.