В конце прошлой недели по инициативе Госкомсемьи и молодежи совместно с Проектом равных возможностей Программы развития ООН в Украине и Всеукраинской общественной организацией «Лига женщин-избирателей Украины «50/50» состоялся «круглый стол» «Гендерная экспертиза законодательства и ее практическое применение». Мероприятие, осуществляемое при финансовой поддержке Канадского агентства международного развития, Посольства Канады в Украине и Канадско-украинского гендерного фонда, призвано способствовать диалогу правительственных и общественных структур, анализу отечественных законов с точки зрения гендерного равенства и преодолению всех форм дискриминации по признаку пола.
Экспертиза украинского законодательства началась еще в 99- м. Главная трудность, с которой столкнулись инициаторы программы, — среди бесчисленного количества отечественных юристов лишь единицы имеют представление о том, что такое гендерный анализ и как правильно его проводить. Между тем, как отмечают специалисты, вопрос стоит очень серьезно. Украиной подписаны все международные конвенции, касающиеся обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, а значит, и признано наличие проблемы. Однако неточности содержатся уже в главном документе страны: первая часть статьи 24-й украинской Конституции, как отмечает эксперт программы ООН «Способствование гендерному равенству» Тамара Мельник, обеспечивает вышеупомянутые равные возможности, а вторая — делает акцент на льготах для женщин. Анализ криминального, криминально-процессуального и криминально-исполнительного законодательства (именно на них пока делался акцент в ходе круглого стола) показал, что немало формулировок требуют коррекции. Начиная с того, говорит заведующий кафедрой криминалистики Национального университета им. Т. Шевченко Иван Котюк, что ответственность за проституцию у нас продолжают нести одни лишь женщины, и заканчивая преимущественно «мужской» терминологией, что, в принципе, касается всех сфер права: у нас есть «депутат», «гражданин», «преступник» и, соответственно, отсутствуют их «женские» аналоги. На приведение законодательства в норму брошены лучшие силы страны: Института государства и права им. Корецкого, Национальной академии внутренних дел, Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, Минюста и т. д.
В Украине, отмечает Т. Мельник, гендерная проблема до сих пор сводится к вопросу этикета по принципу «кто кому подаст пальто», при этом зачастую напрочь забывается то, что слово «гендер» — социальная характеристика, свидетельствующая о равных возможностях и ответственности, о праве выбирать. У нас пока с этим явный перекос и полная неразбериха. К примеру, право принимать участие в выборах у женщин есть, но о продекларированных возможностях мы можем судить по количеству женщин в Верховной Раде: в прошлом созыве женское «представительство» ограничилось восемью процентами, а в нынешнем их и вовсе около 5%.
Напомним, что многие европейские страны пользуются методом так называемой «цивилизованной дискриминации» — квотированием парламентских мест в соотношении 50\50 или 70и
Сейчас, кстати, эта норма обговаривается в Казахстане и России — в последней Дума отложила проект Закона, предусматривающий 30- процентное представительство женщин, поскольку Конституция гарантирует женщинам половину думских мест. Этот же нюанс, не устают повторять специалисты, необходимо отразить и в Законе про политические партии. Одна из первоочередных задач, по их мнению — исправить перекос в главном финансовом документе страны, где неравенство более, чем очевидно: один из бесчисленных примеров — пенсия женщины в среднем процентов на 40 ниже, чем у мужчины. Уже не говоря про те сферы экономики, где распределение профессий традиционно осуществляется по формуле «на десять девчонок, по статистике, девять ребят»: легкая промышленность, образование, медицина — и где, кстати, у «меньшинства», то бишь мужчин, зарплата также выше, нежели у женщин. Кстати сказать, отмечает эксперт, разрабатывая концепции с названиями а ля «Улучшение положения женщин в Украине» (тогда как весь мир считает подобную формулировку устаревшей, если не дискриминационной, и использует слово «гендер») и ведя борьбу за повышение репродуктивной функции женщин, мы начисто забываем про повышение той же функции у мужчин. Между тем, по статистике, говорит она, около 40% «сильной половины» отечества сегодня не могут быть отцами. Исходя из этого, а также из того, что, по данным переписи, женщин в Украине на 3,5 млн. больше, вытекает следующее: актуализация гендерного вопроса — не происки злобных феминисток, а социальная необходимость. Кстати, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже порекомендовал министрам иностранных дел более тщательно рассмотреть вопрос участия женщин в деятельности силовых структур и, в первую очередь, активнее вводить их в состав руководящих постов силовых ведомств.
В Украине женщин на руководящем посту продолжают бояться, хотя, думается, речь скорее о нежела нии наших законотворцев «уступать место дамам», отмечает Т. Мельник. Когда, по ее словам, в 1999 году законопроект о государственном обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин впервые попал на рассмотрение в Верховную Раду, неодобрительный гул после его прочтения стоял полминуты, депутаты дважды предпочли его отклонить. Можно представить, говорит она, какова будет реакция, если кем-то будет поднят вопрос об анализе законодательства на предмет обеспечения прав сексуальных меньшинств, а ведь это также часть цивилизованной гендерной политики. «Инициатива применить квотирование вызывает интересную реакцию: меня неоднократно спрашивают, где разработчики закона собираются... набрать столько женщин», — говорит эксперт. — «Встречный вопрос: а где понабирали в парламент столько мужчин, которые едва умеют складно говорить и доверили им решать судьбу страны?» Хотя, конечно, изменения нужны, в первую очередь, на уровне ментальности, говорит она. Общую политику государства, отмечает эксперт, как нельзя лучше можно обозначить, вспомнив хотя бы о том, как называется одно из столичных управлений Горадминистрации: «по делам женщин, инвалидов и малообеспеченных». «Средства, которые предусмотрены столице бюджетом, должны использоваться и на выработку различных стратегий, ведь Киев — образец для всех остальных, — считает она. О чем можно вести речь, если в столице женщину возвели в ранг социального инвалида?»
Напоследок о хорошем: базовый гендерный закон державы сегодня находится на экспертной оценке в Совете Европы. Он же внесен на повестку дня Верховной Рады в качестве одного из первоочередных.