Увы, украинская аристократия уничтожалась на разных этапах истории. Сложный процесс возобновления памяти о ней продолжается с переменным успехом. Поэтому, возможно, большинству украинцев трудно понять, почему с таким трепетом европейцы относятся к значительным событиям в своих аристократических домах. С трансформацией мышления в высшем свете непосредственно связано творение европейской культуры как таковой — ее основных ценностей. Ушел из жизни Отто фон Габсбург — последний из Габсбургов, своими глазами видевший величие этой европейской династии. Аристократия в традиционном понимании (та самая, которую Аристотель считал красивой формой правления) — уходит. Что оставляют миру европейские монархи? Что связывает украинцев с Габсбургами и Австро-Венгерской империей? Какие ценности приходят на смену аристократическим? Об этом мы беседуем с ведущим научным сотрудником Института истории Украины НАН Украины, доктором исторических наук Николаем ДЕРЖАЛЮКОМ.
— Украинцев с династией Габсбургов связывает достаточно большой исторический период. Означает ли это, что Габсбурги — связующее звено украинцев с великой европейской историей и исторической памятью?
— Прежде всего, скажу, что благодаря длительному пребыванию западных регионов Украины в Габсбургской монархии украинцы в значительной степени усвоили правовые принципы, понимание роли индивида в обществе. Национальное достоинство украинцев больше всего в истории реализовано именно там. Именно этот дух, который укрепился у украинского этноса в составе Австро-Венгрии, дал толчок для длительной борьбы за свое государство. Габсбурги, безусловно, способствовали консолидации украинской нации. Однако это, конечно, нужно расшифровывать. И, конечно, отношение украинцев к Габсбургскому двору должно быть критическим. В нашей истории с Габсбургами происходили разные события.
Австрийская династия шесть с половиной веков продержалась на троне. Это не удавалось ни одной европейской династии. Габсбурги господствовали и осуществляли наивысшую политику самое длительное время. Габсбурги долго обеспечивали процветание своей монархии, в частности и с помощью ее постоянной модернизации. Удачно было проведено административное разделение, в основу которого закладывались национальные признаки. В частности, в Галичине и Буковине Габсбурги придерживались того, что административный уклад учитывал преобладание украинского этноса. В частности, в Венгерском королевстве этнический принцип вообще не учитывался (Закарпатье было разделено на четыре комитата). Можно сказать так: отрыв от Речи Посполитой и вхождение в Габсбургскую монархию было объективно прогрессивным явлением для украинцев. В Речи Посполитой господствовали польская шляхта и король, в Восточной Галичине доминировало польское население, на определенной части Буковины — румыны и молдаване. В Австро-Венгерской империи не было доминирования какого-то одного этноса, так что Габсбургский двор уравнял в правовом отношении статус украинцев с поляками, румынами. Это было очень важно. Гораздо позднее этот принцип относительно Закарпатья реализуется в Венгерском королевстве.
Императоры Габсбургского двора, кроме высоких титулов, носили, например, титулы королей Галичины и Владимирии (Восточная Галичина со столицей во Львове и Западная — со столицей в Кракове), а также были князьями Буковины. Это значит, что было королевство Галичина или Великое герцогство Буковина. Это в действительности важный момент в создании административно-политических условий для развития сознания этноса и превращения его в полноценную нацию.
Интересным было введение Габсбургами обязательной воинской повинности. И в армии, и в полицейских органах немецкий язык обязательным был только на уровне высшего руководства и офицерского корпуса. Военные части формировались по национальному принципу. Полка — исключительно на национальной основе: украинский батальон, украинский полк. Единение этноса по национальному признаку в армии — это большое преимущество по сравнению с тем, как украинцев забирали в рекруты в России и распределяли таким образом, что они всегда оказывались в меньшинстве, или, к примеру, по сравнению с янычарством в Османской империи.
То же касалось и государственного управления. Традиции земель, входящих в состав Габсбургской монархии, не менялись. Унификации власти, централизации идеологии, образования, религии, государственнической идеи не было. Состав канцелярий местной власти всегда формировался из местного этноса, а дворянство отстранялось от административного руководства. Безусловно, это было на пользу украинцам, поскольку проживали они в основном в сельской местности, а в городах уступали польскому, румынскому, венгерскому и еврейскому этносу.