Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«...Давайте рассматривать человека...»

Гуманитарное пространство Украины, или Какие силы «сотрясают нашу духовную Вселенную»
26 марта, 2008 - 20:19
ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ В ШКОЛЕ ДЕМОКРАТИИ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЧЕКМЕНЕВА

Очевидно, что украинскому обществу еще долго придется тянуться к третьей волне развития человеческой цивилизации, которую Э.Тоффлер назвал «супериндустриальным обществом». Но неминуемо придется, напрягая индустриально-технологические мышцы и нравственно-духовной силы, впрягаться в этот глобальный воз, если не хотим оказаться на обочине цивилизационного развития. Хотим этого или нет, но независимо от нашей индивидуальной или коллективной воли, мы включены в глобальные космические процессы хотя бы потому, что мы, украинцы, существуем на этой планете Земля и должны бороться за свое место под солнцем, должны выживать в условиях глобализации мира. К сожалению, украинское общество не консолидировано ориентацией на успех, на достойную государственную самореализацию. Политические силы прежде всего исключительно в своих узкопартийных интересах раскачивают этот шаткий государственный корабль, стараясь друг перед другом ухватиться за руль управления. А куда направляться, какой вектор развития избрать — это уже, как говорится, потом, когда дорвемся до власти.

Народ не просто разочарован и дезориентирован — он озлоблен и нетерпелив. В украинском обществе доминирует ориентация на «ценности выживания», и это понятно, а вот «ценности самореализации» еще не стали мощным зарядом активности граждан в их индивидуальной самореализации. И не удивительно, что в общественных настроениях доминируют чувства безнадежности, бесперспективности, разочарований во власти и уныния. 90% украинских граждан убеждены в том, что в Украине не существует справедливого судопроизводства, 71% утверждает, что не имеет права на достойный человека уровень жизни, а половина населения считает, что качество их жизни оценивается, как «плохое» или «очень плохое».

Катастрофически сокращается количество населения, и не только из-за высокой смертности (Украина занимает первое место в Европе по уровню смертности), но и за счет миграционных потерь населения продуктивного возраста и высокого профессионально-квалификационного уровня. Значительно увеличилась общая заболеваемость населения. Украину смертельной косой косит туберкулез и СПИД, безмерное употребление алкоголя и курение, наркомания и ... социальная апатия, отчаяние и бесперспективность. Именно пессимистические общественные настроения являются самым чувствительным барометром, который указывает на резкое понижение морального и духовного тонуса нации, свидетельствует о низком качестве жизни. Кстати, по качеству жизни Украина занимает 98 место среди 111 стран. За период с 1990 по 2007 годы в мировом индексе человеческого развития Украина переместилась с 45-го на 76 место среди 173 стран.

Наша власть, прежде всего Верховная Рада, в перманентных изменениях, выборах, распрях за «право порулить» не обращает внимания на то, как национальная культура теряет свою автономию вследствие глобальных «посягательств» на наше гуманитарное пространство с целью формирования нового мироощущения и новой глобальной культуры — универсальной, вневременной, космополитической. Разве мы не видим, как на наших глазах в суверенной Украине эта глобальная культура создает так называемую космополитическую публику, кстати, во многом и нашими, украинскими умами, талантами и средствами. И эта космополитическая публика, наполненная вульгарным скепсисом к своей национальной культуре, пренебрегает своим языком, историей, традициями, моральными ценностями и духовным достоянием нации, с лакейской прилежностью аплодирует эрзацам глобальной массовой культуры, афиширует и внедряет иноязычные, далеко не элитарные, высокопрофессиональные образцы культурных индустрий и не обращает внимание, не видит, что потребление такой глобальной, как правило, искусственной культуры, приводит к национальному нивелированию личности и к бездуховности.

И зачем испытывать удивление и приходить в негодование, если мы сами позволили, чтобы национальным культурно-информационным пространством было чуть теплящееся пространство ночного канала «Культура» и духовно мизерные несколько коммерческих телеканалов. Слава Богу, хоть не сдает национальных позиций Национальное радиовещание. Об общественном телевидении и радиовещании большее говорим, чем что-то делаем — Президент Украины вынужден лично стимулировать процесс его создания. На украинском книжном рынке доминирует русскоязычная книга, национальный производитель теле-радио-книго-газетно-журнальной продукции не является хозяином в своем доме, то чего ждать? Мы — духовно ослабленная нация. Процесс разрушения духовно-моральных основ народной жизни достигает критической границы, а это существенная причина распространения нигилизма, безнадежности, отчаяния. Нравственность вульгаризирована, разъедена коррозией вседозволенности и агрессивного цинизма. В самом деле, в нашем обществе, в особенности в политикуме, как пишет Лина Костенко, «апофеоз дрімучої гризні». Действуют мощные механизмы вытеснения национального, своего с собственной духовной территории, которая приводит к ослаблению национальной идентичности. Началось глобальное манипулирование сознанием, под целенаправленными прожекторами массовой культуры как определяющей особенности современной индустриальной культуры личность теряет свое индивидуальное «Я», своя «сущность», растворяется в коллективной массе бездумных потребителей эрзац- культуры, нивелируется, а главное, отвлекается от своего национального истока — от родной культуры, народных традиций, языка, этнической основы жизнедеятельности. Скажете: это неминуемые потери в процессе глобального развития, интеграции в мировое цивилизационное пространство. Что же, потери уже есть. И катастрофические. Потери будут. И большие, возможно, необратимые, если мы, общественность, интеллигенция, интеллектуальная элита, не позаботимся о национальных гуманитарных ценностях и приоритетах, если мы решительно не поставим вопрос о формировании национального гуманитарного пространства прежде всего и благодаря введению в государственный стратегический приоритет образования, науки, культуры, интеллекта, здорового образа жизни, создания гармонической человеческой и естественной среды, обеспечению достойных условий для реализации интеллектуальных, культурных, творческих возможностей человека и нации. Украина должна выйти на путь гуманитарного развития, а это предусматривает существование человека как главного национального ресурса. Поэтому эффективная реализация национального человеческого потенциала может быть доминантой государственной политики.

Если мы хотим быть среди стран европейского сообщества, то нам не избежать постмодернистского этапа цивилизационного развития; итак, нас ждут общие испытания общепланетарными угрозами и проблемами во всех сферах общественной жизни. Возникает новый постмодерный мир на основе взаимозависимости и целостности, но достичь гармоничного, консолидированного единства ради решения будущих глобализированных вызовов нелегко. Прежде всего следует мобилизовать собственные национальные ресурсы — интеллектуальные, духовные, сформировать новый тип знания как основной составляющей общественных ценностей на интеграционном принципе междисциплинарности наук. Все науки — гуманитарные, естественные, технические — должны быть ориентированы на человека, на решение определяющих проблем человеческого бытия, на осмысление явлений и тенденций национального и общецивилизационного развития. Гуманитаризация наук является главнейшим вызовом третьей волны, поскольку только осознание и признание ценности человека как центра универсиума может обезопасить человечество от универсализации, стандартизации и унификации материальной и духовной жизни народов мира. «Центр перспективы — человек, одновременно центр конструирования универсиума, — подчеркивал в свое время П.Тейяр де Шарден. — Поэтому к ней следует в конечном счете сводить всю науку. И это настолько необходимо, насколько и выгодно. Если воистину видеть — это значит существовать более полноценно, так давайте рассматривать человека — и мы будем жить полноценнее» Тейяр де Шарден. Феномен человека. — Г. : Наука, 1987. — С. 38.

Полнота жизни — это прежде всего обеспечение гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности человека. Для его самореализации. Возможно ли этого достичь в современном мире, наполненном террористическими угрозами во всех сферах человеческого бытия — политической, экономической, культурно-информационной, нравственно-психологической?.. Очевидно, что и в далекой перспективе у человечества не появится свет в конце тоннеля — пропасть между богатством и бедностью расширяется, а это главнейшая причина нарастания агрессии в атмосфере человечества. Как быть? Необходимо всем миром работать над тем, чтобы глобализация разворачивалась по новой парадигме развития человечества, в основе которой может быть гуманитаризация всех сфер жизнедеятельности человека. Именно «человеческое измерение должно быть смысловым эпицентром глобализации и именно при этом условии глобализация проявит себя «как всесторонний, полный, универсальный феномен», способный продемонстрировать «прежде всего положительные тенденции становления современной цивилизации, которые прокладывают путь к взаимному признанию культурных ценностей каждой страны и каждого народа» Дротенко Л.Г. Глобалізація як засіб розв’язання негативних наслідків епохи модерну // В сб.: Людина і культура в умовах глобалізації. — К. : Парапан, 2003. — С. 249 .

Этот путь формирования толерантного отношения к культурам других народов, к «взаимному признанию» ценностей «другого», «не-моих» традиций, обычаев, веры, языка начинается от национального порога, когда выработаны и действуют собственные ценностные ориентации человека как в национальной среде проживания, так и в общецивилизационном ландшафте.

Очень важно, с каким духовным потенциалом, с какими морально-этическими ценностями, с какой идейно-мировоззренческой ориентацией вступает украинский человек в мир, который неудержимо «увязывается» в конгломерат экономически взаимозависимых систем, густо, словно в липкую паутину, опутанный глобальными информационными сетями, в которых человек беспомощно «зависает».

Мы все видим, с тревогой предостерегаем, что материальное все теснее затягивает петлю на горле духовного — духовные основы человеческого бытия не определяются как базовые в системе ценностей глобализованого мира. И хотя никто не отрицает, что неотъемлемыми составными духовного развития человечества являются наука, образование и культура, как это предусмотрено Уставом ЮНЕСКО, тем не менее далеко не все передовые страны мира эффективно действуют, чтобы хотя бы приостановить процесс нивелирования фундаментальных духовных ценностей. И к тому же национально-государственные границы, в которых развивались национальные системы ценностей, размываются вследствие создания новой наднациональной мировой системы взаимозависимостей.

Национальные культурные формы производства и потребления втягиваются в новую глобальную, цивилизационную сферу, которая охватывает весь мир, и в соответствии с транснациональными задачами и стандартами видоизменяются. Главное, они теряют свой индивидуальный образ, свое национальное имя. Немного утешает то, что начинает срабатывать своеобразный инстинкт социокультурного самосохранения, активизируется поиск новых природных и культурных ресурсов для обеспечения национальной своеобразности.

Украина оказалась полностью не подготовленной к информационной революции, которая стремительно «свалилась» на украинского человека, не защищенного духовной оболочкой национальной идентичности, всем комплексом национальных ценностей и приоритетов. Беда в том, что мы не успели сформировать собственную социокультурную атмосферу общественного бытия и оказались легкой добычей для тоталитарных манипуляций индивидуальной и коллективной психикой человека. И сегодня пожинаем горькие, во многом духовно отравляющие плоды собственной нерешительности в отстаивании национальных базовых ценностей и беспомощности перед вызовами Великого Модерна. Нас буквально накрыла эта Третья, по Э. Тоффлеру, волна развития человеческой цивилизации, которая принесла великое множество противоречивых, разнообразных идей, противоположных эмоций, которые сталкиваются как в индивидуальном, так и общественном сознании и «сотрясают нашу духовную вселенную» Тоффлер Э. Третья волна. — Г. : Изд-во АСТ, 1999. — С. 465.

Именно эти противоречивые, часто взаимоотрицающие идеи, заряженные энергией создания космополитической интегральной системы стандартов и унификационного «выравнивания» культурных контекстов, и «вымывают» национальные культурные ценности и снижают «степень моральной духовности человека» Горський Вілен. Філософія в українській культурі. — К., 2001. — С. 127-128, которой и определяется мера интеллигентности. Во многом моральные ценности и культурно-духовное пространство, в котором самореализуется личность, обеспечивают полноту жизнедеятельности человека, определяя особенности его человеческого бытия.

Никто, кроме нас самих, не обустроит нам благоприятное пространство человеческого общежития, в котором будет культивироваться «культура души» («cultura animi», по Цицерону), а «настоящая человечность» будет, как завещал Альберт Швейцер, сущностным содержанием культуры как образа жизни. Еще не поздно вступить все нам на поле битвы за «собственную человечность», хотя эта борьба требуют особой мобилизации духа, постоянного самопреодоления и морального «пребывания» в состоянии этической ответственности за «меру человеческого» в себе и в обществе (см. детальнее: Цивілізаційні виміри моральності: зміна парадигм. — К., «Наукова думка». — С. 26-33). Но в условиях возникновения новой мировой империи «золотого миллиарда», транснациональных корпораций и мировых финансовых центров, формирования интернационального общества потребления мы должны обеспечить себя мощным культурным потенциалом, верой и нравственно-духовным иммунитетом против космополитической интегральной системы стандартов и унификаций. Это означает вступить в борьбу за человеческое в человеке и в мире, так как это борьба — «самая тяжелая борьба за собственную человечность» Швейцер А. Культура и этика. Философия культуры. — М. : Прогресс, 1992. — Ч. 2. — С. 233.

Николай ЖУЛИНСКИЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ