Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Демократический лоббизм

Разместив в Интернете проект городского бюджета, мэрия Каменец-Подольского «сэкономила» на пятнадцати чиновниках. Станет ли это примером правительству?
26 октября, 2000 - 00:00

Далее возникает резонный вопрос: имеет ли право «маленький украинец» поинтересоваться, куда идут его деньги, каким образом их распределяют, т.е. может ли он, в принципе, проконтролировать движение собственных денег? А если он увидит, что не все хорошо с их распределением, то сможет ли он реально повлиять на государство, на правительство, с тем чтобы бюджетные средства (его налоги) были перераспределены справедливо и рационально? По всей вероятности, что вопрос является весьма риторическим для государств со стабильными демократиями, где общенациональные дискуссии по этому поводу являются традицией. А как быть нам, населению страны с переходной экономикой и еще более «переходной» ответственностью правительства?

Впрочем, не все так пессимистично. Как ни странно, пример нормальной работы с непосредственными наполнителями бюджетной корзины, т.е. с рядовыми гражданами, показала провинция. Об этом — в интервью с секретарем Каменец-Подольского городского совета (Хмельницкая область) Сергеем Бабием :

— С первого сентября городской бюджет Каменец-Подольского — в Интернете. Горожане, у которых дома или на работе есть компьютер, получают исчерпывающую информацию о том, как «отцы» города выполняют бюджет и расходуют деньги.

— Простите, кому и зачем это нужно?

— Мы часто повторяем: прозрачные действия власти, местное самоуправление и тому подобное. Но все это — декларации о добрых намерениях, если нет диалога между общественностью и организаторами ее жизни. А когда начинается диалог? Тогда, когда есть информация — исчерпывающая, общедоступная. При ее отсутствии возникают слухи, предположения, подозрения. Все это мы пережили. Наш городской голова Александр Мазурчак, поездив по миру, изучив опыт самоуправления в цивилизованных мегаполисах, привез домой идею о веб-странице городского бюджета в Интернете. Не все, как помнится, с искренней радостью встречали инициативу нашего головы. Кое-кто говорил, что анализ бюджетного процесса, как говорится, еще не по зубам простым людям. Однако решение было принято.

— Диалог власти с общественностью начался?

— В сентябре было зарегистрировано 29 посещений веб-страницы. На веб- странице помещен номер телефона финансового управления горисполкома, по которому можно заявить, что именно не устраивает вас в бюджете, или же высказать свое критическое замечание. Люди обращаются к секретарю городского совета, к городскому председателю, его заместителям. Кстати, в октябре количество посещений сайта увеличилось почти вдвое.

В диалоге, дискуссии, как давно известно, выясняется истина. В сентябре посетители сайта спрашивали, почему приобретение лекарств для льготных категорий граждан профинансировано только на 53%. Это послужило предлогом для разговора на одном совещании у городского головы. Нашли возможность для увеличения расходов на приобретение медикаментов. Были также замечания по работе чиновников управления жилищно-коммунального хозяйства. Посетители упрекали последних тем, что они не отрабатывают свою зарплату. Поэтому на сессии депутаты приняли решение о сокращении аппарата горисполкома вообще и управления жилищно-коммунального хозяйства в частности.

— Люди обращаются к вам, чтобы вы увеличивали расходы, выполняли ту или другую статью бюджета. А вы, уж не взыщите, латаете «тришкин кафтан» — там урвали, здесь надставили.. Где же возьмутся деньги, если их просто нет?

— Посетители сайта высказывают и свои предложения, правильные замечания насчет того, как увеличить поступления в городскую казну. Много уже было замечаний, что в нашем городе, который расположен неподалеку от границы с Молдовой, сбывают контрабандные табачные, алкогольные изделия. Реагируем. Принимаем во внимание и предложения по улучшению работы местных предприятий. Не найдя достаточных аргументов для объяснений о недостаточном финансировании льгот на пассажирские перевозки, мы были вынуждены, как говорится, выискивать резервы. Острые вопросы нас не пугают. Кроме всего, теперь мы не выслушиваем на митингах незаслуженных оскорблений, необоснованных обвинений и подозрений.

— Не каждый имеет возможность доступа к всемирной электронной «паутине».

— Наш город достаточно компьютеризован. Кроме того, следует учитывать фактор чисто человеческого общения: тот, кто получил информацию о бюджетных поступлениях и расходах, общается с «некомпьютеризованными» соседями, коллегами на работе. Все нормально, процесс уже пошел. Наш проект «Бюджет города. Электронная версия» — экспериментальный. Пока он не имеет аналогов в стране. Ни в одном горисполкоме еще не решились на такой шаг для диалога со своей общественностью.

Несомненно, что государственный бюджет-2001 в конце концов появится в прессе и на веб-страницах правительства или парламента. Но в уже готовом, утвержденном виде, когда никакие изменения «не пройдут». Причины привлечения широких слоев населения к обсуждению бюджета следующие. Самая главная среди них: бюджет-2001 — первый за последние годы документ, направленный не на выживание экономики, а на поддержку ее роста. Уместно припомнить здесь и слова премьера Виктора Ющенко о том, что предлагаемый бюджет — наиболее реалистичный, социальный и т.д. Логично было бы подкрепить слова высокопоставленных чиновников реакцией «из низов».

В Каменец-Подольском благодаря тому, что бюджет города был помещен в Интернете, и (главное) люди, а не лоббисты смогли свободно высказывать свои предложения и замечания, удалось обнаружить ряд недостатков в организации работы местного жилищно-коммунального хозяйства. Сложно представить, что живым опытом жителей этого провинциального городка удастся пробить цитадели правительственных кабинетов, а тем более — сократить за бездеятельность часть чиновников, как это было сделано в Каменец-Подольском. В глубинке мостик между властью и населением более короткий, поэтому местное руководство раньше, чем столичное, осознало, что прятаться от народа при распределении народных же денег — себе дороже. Традиционно консервативная провинция неожиданно оказалась более прогрессивной, гибче Киева. В городке власть сама «пришла» к людям и сказала: вот, смотрите, как мы распределяем ваши деньги… В столице же бюджетный пирог до сих пор делит ограниченный круг «специалистов». Может быть, лучше не ждать, пока люди сами поймут, что «ничьих» денег не бывает, что бюджет наполняется именно их кровными гривнями? Если учесть нынешний уровень жизнь «наполнителей», реакция может быть непредсказуемой.

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Евгений БРУСЛИНОВСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ