Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

День национального мазохизма

2 ноября, 1999 - 00:00


Именно так можно определить впечатление о ходе и результате предвыборной кампании у граждан, с которыми пообщались корреспонденты «Дня» на избирательных участках. Что в нынешней предвыборной кампании «высветилось» такого, от чего Украине следует избавляться немедленно? Что нового мы узнали о самих себе 31-го октября? О чем думали граждане, когда делали свой выбор?

Артур БИЛОУС, народный депутат:

— Большинство избирателей — конформисты, и это понятно. Те нарушения прав и свобод, которые «видит» политическая элита, основной массе избирателей — «по барабану». Ошибка политической элиты, прежде всего оппозиционной, состоит в том, что они не хотят понять собственные огрехи. Просчет конкурентов Кучмы в том, что они думали и верили, что выборы пройдут «по закону», который они принимали, а Кучма с командой проводили избирательную кампанию как в нашей жизни, а не как положено в демократических странах. Отсюда колоссальный, в три раза отрыв «кандидата номер один» от своих оппонентов, который нельзя было обеспечить никакими фальсификациями — это просто поразительно! Оппозиционный корабль, четко шел на риф, хотя на наличие рифов указывал российский маяк-1996... Нужно было еще уметь сделать так, чтобы проиграть, видя очевидные политические перспективы. Оппозиция сама сделала из себя политический цирк, клоунов у нас любят, но серьезно к ним не относятся. Это тот самый вариант — плохо, когда народ не верит власти, но еще хуже, когда он не верит оппозиции. Беда в том, что нынешние оппозиционные политики обвиняют в случившемся кого угодно, только не себя. Я все-таки до последнего надеялся, что они профессиональней, и это тоже стало неприятной новостью избирательной кампании.

Удивила реакция населения — я не могу понять, как люди живущие в государстве с десятимиллиардным внутренним и двадцатимиллиардным внешним долгом опять же выбирают лозунг «Лишь бы не было войны». Это даже не латиноамериканский вариант — он слишком хорош для Украины, а африканский путь — эти страны десятилетиями живут в таком состоянии: проедают кредиты, не получают годами зарплату, но и не платят налоги... Обидно.

Юрий БУТУСОВ, независимый журналист:

— Я ничего нового не увидел и не узнал на выборах-99, кроме, может быть, того, что увидел очень плохое исполнение старых технологий. Я знаю, что люди вбухали гораздо большие суммы денег, чем на прошлых выборах, еще больше техники привезли, больше людей привлекли в штабы — но чтобы штабисты придумали что-то...

Кандидаты от оппозиции, на которых ориентировалась «продвинутая» часть общества, наделали столько ошибок в ходе избирательной кампании, что их проигрыш никого не удивил. А Леонид Кучма успел создать такую административную машину и привлек столько финансовых ресурсов, что его выигрыш тоже никого не удивил.

Георгий ПОЧЕПЦОВ, профессор:

— На людей влияют события. В этой избирательной кампании событий практически не было, если не считать образования «каневской четверки».

Ольга КУЛЬЧИЦКАЯ, студентка Института культуры:

— Для меня было неприятным открытием расслоение молодежи, причем не на богатых и бедных, а на тех, кто желает что-то знать и на тех, кто абсолютно информационно деградировал. Так получилось, что мои друзья политически и социально активные, поэтому для меня были абсолютным шоком и откровением эти включения с молодежных дискотек и общежитий, где ребята живут по инерции, где их не интересует ничего, кроме «поесть, поспать и поспать одному». Те, кто подпевают на концертах, «обирая майбутне», перед микрофоном не могут даже назвать имя кандидата, которого вроде поддерживают... Поразительно — люди которым жить в этой стране, жениться, рожать детей, помогать родителям абсолютно духовно атрофированы. Еще удивило, что молодых можно купить даже гораздо дешевле пенсионеров, которые идут голосовать за паек или минимум за 20 гривен. А студентам добавили всего пять гривен к стипендии, на три бутылки пива или на пол-литра плохой водки и им все равно, что будет с Украиной. Как-то отчетливо понялось — это поколение молодых рабов. И даже надеяться, что появиться какой-то, условно говоря, «Спартак», не приходится, потому что «политическая активность» молодых лидеров не больше чем ширма для успешного бизнеса.

Андрей ГОЛОТЬКО, бывший инженер завода «Генератор»: — Самая горькая и неприятная новость президентской кампании, это понимание того, что нас держат за быдло. Если на прошлых президентских выборах и на парламентских в 1998 году кандидаты создавали хоть какую-то видимость, какую-то иллюзию, что им нужны наше доверие, наши наказы, то теперь откровенный цинизм: быдло сделает так как ему скажут. Меня поразила инертность общества, стадная покорность. Вот в Армении — протест вылился хоть в такую искаженную террористическую форму, расстрела парламента и правительства, но это — выплеск протеста доведенных до отчаяния людей, у нас при нашей ментальной покорности такого нет и не будет. На то и рассчитано. И еще — чувство страха в обществе, какое-то тревожное напряжение от которого вроде начали отвыкать за 8 лет независимости. Казалось — да, запугали, шантажировали угрозами лишить работы или пенсии или стипендии, а ты думал: «Ну вот зайду в кабинку и всем ка-ак отомщу за эти издевательства!». А не получилось — этот страх остался с тобой даже в кабинке для голосования... Неприятно удивило, что серьезные политики, оппозиционные кандидаты, оказались такими марионетками, — зависящими от мнения своих штабов, от советов окружения. Я, честно говоря, собирался голосовать за Мороза, а потом понял — чем он лучше Кучмы, которому тоже подсказывали советники каждый шаг и слово? О впечатлении жителей Сум о выборах-99 избирателей областного центра расспрашивал корреспондент «Дня» Сергей ХАНИН.

Владимир ДЕМЧЕНКО, предприниматель:

— Лишний раз убедился, что мы живем в полицейском государстве, где отсутствуют даже ростки демократии, где правят олигархические кланы, принимающие нас за быдло. Когда голосовал, думал о наших детях, которые спросят нас непременно: за кого вы голосовали, кого избрали? У меня относительно этого совесть чиста: я сделал все, что мог, чтобы Президентом стал достойный уважения человек.

Юрий СТЕПАНЕНКО, вахтер Заречного райсовета:

— Во время предвыборной кампании народ Украины узнал, что их «независимое» государство самое коррумпированное в мире, что судьба простых людей полностью в руках небольшой кучки людей, стоящих у браздов правления, что их обманывали, да и продолжают обманывать.

Светлана КУРИЛКО, работник Сумского городского архива:

— Выяснилось, что народ Украины не безразличен к будущему своего государства. Вот только влиять на процессы в нем он еще не способен: мешает на уровне подсознания ощущение своей несостоятельности изменить все к лучшему...

Заведующий отделением Хмельницкой областной клинической больницы Николай ЯНЧУК в числе первых прибыл голосовать на избирательный участок. Охотно ответил на вопрос корреспондента «Дня» Михаила ВАСИЛЕВСКОГО.

До сих пор актуальна старинная народная мудрость о двух казаках и трех гетманах. Аргумент первый: целых тринадцать кандидатов на одну «булаву». Аргумент второй: измена Александра Мороза «каневской четверке» и народу. Хоть от левых этого можно было ожидать. Еще узнали, что взрастили себе циничную власть, которая, доведя народ до обнищания, называет черное белым. Страшно, что оказалось очень много тех, кто за какую-то копейку бессовестно ей подпевает. Так называемые непроходные кандидаты, бьющие себя в грудь, что они патриоты Украины, что демократы, почему-то не объединились вокруг Личности, чтобы противостоять и Кучме, и левым. Много фарисейства...

— О чем вы думали, когда голосовали?

— О себе, о детях своих, они еще только на пороге жизни, о больных, которых нечем лечить, об Украине. Просил Всевышнего, чтобы дал людям ум, и они проголосовали так же, как я и много моих единомышленников...

Каневский городской участок № 65 территориального избирательного округа №198 встретил меня какой-то гнетущей тишиной, сообщает Евгений БРУСЛИНОВСКИЙ, «День». Людей было мало, и вид у них был невеселый, если не сказать угнетенный. Пытаясь выяснить у немногочисленных граждан причину их состояния, я подошел к молодой женщине.

— Представьтесь, пожалуйста. За кого вы проголосовали? Если можно, поделитесь мыслями на тему: от каких черт вы избавились или наоборот приобрели во время нынешних выборов?

— Я проголосовала за Евгения Кирилловича Марчука. За него, кстати, отдала свой голос и моя мама-пенсионерка. Относительно черт, от которых я избавилась или приобрела... Знаете, тут скорее можно говорить о чертах, которые были и остались. Она одна — страх. До последнего дня я надеялась, что вот наступит 31 октября, и я перестану бояться. Но вот — сегодня я не могу даже ответить вам на элементарный вопрос — т.е. назвать свою фамилию. Я боюсь за себя. За свою работу. За мамину пенсию. Не исключено теперь, что все, кто был против Кучмы, подвергнутся некоторым притеснениям, а возможно, и преследованиям. Даже вчера еще теплилась надежда. Однако когда мы с мамой в воскресенье утром перед тем, как идти на голосование, включили телевизор и посмотрели по УТ-1 фильм об истязании заложников в Чечне с подтекстом, мол, не проголосуете за «стабильного» Кучму, то и вам такое будет, я поняла, что эта паучья власть так просто не сдастся. После «кина» я час отпаивала маму валидолом и успокаивающим чаем. Даже у меня, профессионального медика, в общем привыкшего к виду крови, кадры, где заложникам перерезали глотки или отрубали головы, вызвали тошноту и страх. И хотя мы с мамой все-таки проголосовали за своего кандидата, сомнений в том, что Кучма снова выкарабкается на трон, почти не осталась. Но мне кажется, страх — не самое лучшее средство для руководства государством. Быть может, правление Кучмы прервется всенародным референдумом или еще каком-то образом. Работа для него будет. Что же касается народа... Между прочим, в «чеченском» фильме есть и рациональное зерно. Тем заложникам, которые в страхе покорно ожидали своей судьбы, в конце концов, как баранам, перерезали глотки. А тем, кто несмотря на переломанные ребра, пробитые черепа, вырваны ногти держался с достоинством, в конечном счете удавалось вырваться на свободу. Может, кто-то и считает украинцев стадом баранов, но мне кажется, мой народ не таков.

Мнением днепропетровцев интересовался Вадим РЫЖКОВ, «День».

Владислав ШАПОШНИКОВ, Днепропетровск, пенсионер, бывший сотрудник конструкторского бюро «Южное»:

— На мой взгляд, нынешние выборы дали возможность украинскому обществу посмотреть на себя на стороны. Оказалось, что людям очень легко навязать ложные стереотипы через официальные средства массовой информации, и многие при этом не могут или не способны отделить «зерна от плевел». Ложь воспринимается за чистую монету. Такое впечатление, что избирателей, голосовавших за сохранение существующей власти, не интересуют ни настоящее, ни будущее их детей. Выборы давали шанс украинскому народу избавиться от коррумпированной власти, но похоже на то, что эта возможность упущена. Сказать о том, что люди думали, делая свой выбор мне трудно. Скорее всего, каждый руководствовался своими личными соображениями, но многие отнеслись к своей судьбе, можно сказать, безразлично. Удивляет одно — довольных нынешней жизнью очень мало, люди живут плохо, и в то же время многие голосуют, по сути дела, за то же самое. Понять это трудно, но, возможно, оказывается традиционное недоверие к политике и политикам вообще, независимо от того кто и что предлагает. Репортерская группа Западного бюро «Дня» во Львове в день выборов провела экспресс-опрос львовян, которые уже проголосовали и сделали свой выбор.

Николай Владимирович, работник местного масс-медиа:

— Я считаю, что украинцы, в первую очередь галичане, опять убедились в том, какие они инертные, трусливые и вчерашние. Когда человек высохшей от голода рукой бросает свой избирательный бюллетень за того, кто его до этого голода довел, такой поступок иначе, как садомазохизмом назвать нельзя. Но вижу, что жизнь никого ничему не учит, а эти выборы, которые проводятся скорее как фарс, прежде всего для людей недумающих и запуганных вымышленными символами. Через месяц-два народ избавится от иллюзий, а при таких темпах экономического упадка через год-два он потеряет и государственность. Мои наблюдения и разговоры с соседями и семьей указывают на то, что так или иначе голосовали из-за отсутствия информации и идеологических догм.

Олег Юлианович, директор бара «Шато»:

— Ничего нового. От надежды. Я думал, что не хочу остаться по одну сторону баррикад со всяким непотребом, который вольготно расположился на всех уровнях власти.

Александр Н., майор Национальной гвардии:

— Мы видим, сколько еще в нас осталось страха. Когда-то я думал, что времена страха прошли, а нынче, что они опять вернулись. Из хода выборов видно, что мы лишимся будущего или вернемся в прошлое...

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ