«Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, продолжая тысячелетние традиции создания государства в Украине, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, реализуя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства — Украина».
Акт провозглашения независимости Украины, 24 августа 1991 года.
Декларация независимости США была подписана 56-ю представителями 13-ти американских штатов. Независимость Украины поддержали 76 процентов взрослого населения страны, то есть фактически весь народ. День независимости — праздник, понятный всему миру. Хотя сегодня бывшие в прошлом колониями США, Канада, Австралия, вместе со своими экс-метрополиями Великобританией, Францией, Испанией, являются наиболее процветающими странами мира. А Индия, Китай, Бразилия, также прошедшие через драматическую историю борьбы за независимость, стоят на пороге большого рывка в мировые лидеры. Между тем существует множество стран, у которых история независимости складывается не лучшим образом. Разница в судьбе народов, обретших независимость, колоссальна. Но причины следует искать не столько в прошлом, сколько в настоящем.
Сегодня «независимость» для государств — весьма относительное понятие. Свобода самоопределения сильно ограничена прозрачностью глобального мира и универсальностью его рисков и угроз. В «глобальной деревне» практически не осталось такого понятия, как «хата с краю». Чтобы выжить, государства вынуждены одновременно и тесно сотрудничать, и жестко конкурировать. Вместо «культа» национальной независимости на мировую авансцену выходит императив международной взаимозависимости.
Поэтому упрекать Украину и украинцев в достаточно вялом отношении к государственности, обретенной «автоматически» мирным путем, преждевременно. Главные битвы за независимость ожидают нас в ближайшем будущем. Вместе с другими странами Украине предстоит заново отвоевать свой суверенитет в мире, который стремительно меняется и ужесточает правила игры.
УЖЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ, НО ЕЩЕ НЕСВОБОДА
2007 год войдет в историю независимой Украины как период тяжелого и на определенном этапе весьма опасного кризиса. Парламентско-президентская модель государственного управления в условиях противостояния между Президентом и правящей коалицией стала серьезным испытанием на прочность для государства в целом. Плохое быстро забывается. Но о том, насколько хрупкой может быть стабильность и целостность страны перед угрозой политической конкуренции, возведенной в абсолют, мы обязаны помнить.
Однако причины кризиса кроются не только и не столько в том, что реформа Конституции была проведена некачественно. Серьезным испытанием для государства явился сам демонтаж вертикально интегрированной системы власти, к которому никто из ключевых политиков по-настоящему готов не был. Слишком экзотической для них оказалась модель государственного управления, в которой власть — это сотрудничество, а не подавление, диалог, а не диктат, компромисс решений в сочетании с конкуренцией идей. В течение года мы наблюдали, как противоборствующие политические команды, используя институты государственной власти, стремятся к окончательному разгрому противника и обретению полного контроля над государственной машиной. Апогея ситуация достигла, когда стороны конфликта начали использовать силовые ведомства и суды в качестве своих боевиков, «зачищать» и «приводить в боевую готовность».
Конечно же, досрочные выборы не поставят точку в этом конфликте, и кризис возникнет снова уже на этапе создания правящего большинства в новом парламенте, и будет проявляться при каждой спорной политической ситуации. Однако хорошим последствием этого кризиса будет отсеивание из большой политики людей, мыслящих вертикальными категориями и «зачистками». Действующая Конституция, при всем ее несовершенстве, ценна уже тем, что не позволяет победителю политической борьбы «получить все» — контроль над государственными финансами, судебной системой, политикой налоговых и лоббистских преференций и т.д. Сдержки и противовесы в сфере политических аппетитов партий и финансовых групп не завязаны на волю одного человека, а являются уже свойством самой системы власти.
Тем не менее вопрос реформы Конституции остается открытым. Сегодня политики активно обсуждают дальнейшую судьбу конституционных преобразований. Кто- то ратует за углубление реформы вплоть до провозглашения парламентской республики. Кто-то требует возврата к Конституции образца 1996 года и восстановления института президента в прежних правах. Объединяет все эти разные проекты одно — явный субъективизм, сиюминутность предложений, желание подогнать Основной Закон под частные политические интересы. Фактически, в конституционном процессе мы вернулись к тому, с чего начинали в 1994 году. Хотя совершенно очевидно, что лучшая Конституция — это та, которая исполняется. Чему нас должен был научить пережитый кризис, так это тому, что нет государства без Конституции. Что Конституция — это не свод законов на бумаге, а общее стремление неукоснительно эти законы выполнять. Устрашающая легкость, с которой конституционные предписания игнорировались и преступались на самом высшем государственном уровне, показали, насколько тонка грань, отделяющая государство от хаоса и беззакония. События этого лета говорят о том, что политическая независимость в Украине уже есть, а до подлинной свободы и ответственности еще далеко.
НЕЗАВИСИМОСТЬ VS. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
Размышляя о будущем независимой Украины, нельзя проигнорировать предложения, вынесенные партиями на общественный суд в ходе текущей предвыборной кампании. Хотя действующее избирательное законодательство не требовательно по отношению к идейному и программному творчеству участников выборов, а судьба кампании будет решаться не столько в прямых эфирах и умах избирателей, сколько на избирательных участках и в судах, анализ агитационных предложений ключевых партий открывает интересную картину. При чтении предвыборных программ буквально бросаются в глаза два факта: обилие цифр и отсутствие существенных идеологических и просто содержательных расхождений между партиями. От программы к программе мы видим один и тот же джентльменский набор: материальная помощь при рождении детей, строительство социального жилья, отмена депутатской неприкосновенности и привилегий, налог на богатство. Разница заключается лишь в щедрости обещаний.
Фактически, это следствие все той же конституционной реформы. Парламентско-президентская модель не предполагает монополии на админресурс. Доступ к административным рычагам воздействия на решение избирателей в той или иной степени имеет каждая из партий-тяжеловесов. А это значит, что условия конкуренции между крупными партийными игроками практически равны. Размылись категории власти и оппозиции. Партия Президента и премьера в равной мере партии власти, и одновременно они оппозиционны друг другу в борьбе за симпатии избирателя. То, чего не было еще год назад, в ходе очередных выборов 2006 года, сформировалось сейчас, в условиях досрочной парламентской кампании, а именно — политический рынок. И на этом рынке сегодня активно продаются социальные услуги: уровень зарплат, помощь при рождении детей, доступность ипотеки и прочие составляющие так называемого социального пакета.
В этом, безусловно, есть позитивный момент. Детализированные по срокам и суммам обещания легко проконтролировать. Правда, открытым остается главный вопрос — где взять деньги на покрытие масштабных социальных обязательств? И здесь партии, как правило, не оригинальны. Их предложения в основном касаются перераспределения по модели Робина Гуда «от богатых — к бедным». Нет ничего проще, чем отменить депутатскую неприкосновенность, административные льготы и привилегии. Гораздо сложнее создать условия, при которых благосостояние каждого будет определяться не размерами бюджетных дотаций, а высоким качеством национальной экономики и рынка труда.
В каждой программе использованы термины инновационного развития и экономики знаний. И это хорошо. Ведь иного пути для Украины, как и любого другого современного государства, просто не существует. Или мы перестроим экономику по инновационному высокотехнологическому знаниеориентированному сценарию, либо экономики в Украине не будет. Однако даже сложив предложения всех потенциально проходных партий, касающиеся модернизации национальной экономики и перехода к обществу знаний в единый документ, мы не получим и доли того, что необходимо сделать для достижения действительно значимого результата. Кроме того, в программах содержатся явные ошибки, основанные на весьма поверхностном понимании задач построения экономики знаний. Несмотря на название, экономика знаний — это не только компьютеризация сельских школ и доступное высшее образование, хотя без этого не обойтись. Необходима кардинальная перестройка всей экономики, привычного нам общественного уклада.
Очевидно, партийные мозговые центры пока еще считают украинское общество не готовым к восприятию целей, подобных построению экономики знаний. И ошибаются. Граждане, не обремененные борьбой за власть и живущие в реальном мире, а не в мире «воображаемого угнетенного общества», как правило, опережают политиков в идейном движении. Отмена льгот и привилегий и прогрессивное налогообложение были «ложкой к обеду» во времена оранжевой революции. Сколько же потребуется времени для того, чтобы украинские политики дозрели до восприятия задач, которые остальной мир успешно решает уже 20 лет?
ПРОРЫВ В НЕИЗВЕДАННОЕ
Возможно, главным казусом досрочных выборов в парламент нынешнего года останется спор о том, кто же все-таки придумал «Украинский прорыв». Это даже смешно, поскольку авторство идеи «Украинского прорыва» не принадлежит ни одному из двух претендентов, и многократно описано в литературе. Но даже если этот спор будет решен в пользу той или иной политической силы, осуществить прорыв в реальной жизни, а не на бумаге, никому из них не удастся.
Прорываться должно все государство в целом, весь народ. А как раз с чувством государственности и народности у ожесточенно конкурирующих отечественных политических сил есть определенные проблемы. Политики, так очевидно рвясь к власти, не смогут мобилизовать нацию для достижения сугубо эгоистических целей. А в том, что ведущие партийные мотивы сегодня именно таковы, мало кто из избирателей сомневается. Даже если и готовы отдать свой голос в поддержку той или иной политической силы. Согласно данным социологических опросов, около 60% украинских граждан глубоко разочарованы качеством партий и их политики. Избирателям снова придется голосовать «против», а не «за», до тех пор, пока в Украине не появится новая политическая сила, способная прорвать блокаду между востоком и западом и стать действительно общенациональной партией.
Сегодня, отмечая великий праздник обретения независимости, Украина снова находится в начальной точке своего пути. Опять потребуют ответов краеугольные вопросы украинской государственности: Что такое «успешное общество»? Какого будущего мы хотим для страны и как его построить? Каково место Украины в современной мировой иерархии? Какова траектория развития украинской нации? На чем будет основана конкурентоспособность экономики?
Каждый новый политический сезон страна проходит через одни и те же проблемы — трудности распределения государственного бюджета, коррупционные скандалы, начатые и тут же отложенные реформы, международный скепсис, энергетические осложнения. Государство медленно движется по спирали нерешенных задач, преодолевая сопротивление собственной политической и социальной инерции. В современном бурно развивающемся и жестко конкурентном мире Украина барахтается в состоянии невесомости, время от времени прибиваясь то к одному, то к другому геополитическому берегу. Страна остается зажатой между двумя полюсами в то время, как весь мир уже живет в многополярной реальности. Пока политическая элита не осознает, что украинский выбор гораздо шире и сложнее, и само время требует от Украины усложнения стратегий, наши успехи будут более чем скромными и одномерными.
Однако сегодня, по прошествии 16 лет со дня принятия Декларации от 24 августа, День независимости является не просто главным государственным праздником, а уже истинно народным. В этот день вера каждого из нас в доброе будущее для родной земли становится сильнее и взрослее ровно на год.