Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Деньги от госмонополии на водку и табак

могут оказаться вне бюджета или решить проблему социальной задолженности
8 апреля, 1999 - 00:00

Сегодня парламент в третий раз вернется к обсуждению законопроекта о государственной монополии на производство и оборот алкоголя и табачной продукции.

«На самом деле о государственной монополии и речи нет: цель документа — узаконить и регламентировать деятельность Госспецмонополии — новой надструктуры, которая фактически берет на себя полномочия таможенных, налоговых служб, а также ряда министерств», — считает г-н Бродский.

Действительно, в случае принятия закона в руках государственного спецоргана оказываются колоссальные полномочия: госмонополия получает право самостоятельно определять срок действия лицензии, порядок ее аннулирования или возобновления и т.д. Виктор Суслов считает, что это приведет к тому, что «в нескольких структурах, имеющих лицензии, можно сосредоточить очень большие обороты и снять сливки». По его словам, «проект» не расписывает процедуру определения победителей конкурса на право импорта(!), а это дает возможность исполнительным структурам самим назначать «лучшего».

Интересно, что закон регламентирует одновременно производство и табака, и алкоголя, хотя эти отрасли отличаются статусом собственности на средства производства. Повышенное внимание к «табачке» не случайно: государство на 70% контролирует водочно-спиртовый рынок, а табачную отрасль — только 5%. «Табачная отрасль была раньше всех приватизирована, и западные инвесторы вложили в нее около 200 млн. долларов, в результате чего государство получило стабильную отрасль и нарастающие ежегодно поступления в бюджет», — говорит Виктор Суслов. Он считает, что цель нового проекта — «разрушить существующую законодательную базу и создать систему коррупции, при которой можно хорошенько «подоить» западных инвесторов». Действительно, новая надструктура «по закону» сможет вносить предложения по ценорегулированию, останавливать банковские операции «некоторых» табачных магнатов, квотировать импорт, что означает прямое вмешательство государства в определение объемов производства тому или иному производителю. Нельзя сказать, что г-н Бродский так уж не прав в том, что «кто-то создает хорошую кормушку, видимо, под президентские выборы». Положения документа, направляющие 30% от суммы штрафов и других финансовых санкций на укрепление материальной базы госмонополии и стимулирование ее сотрудников, дают основания считать, что создается очередной внебюджетный фонд в исполнительных структурах, чтобы живые деньги «крутились» вне бюджета. Интересно и другое — под проектом «подписались» вице-спикер В. Медведчук и представители фракции «Возрождение регионов». Очевидно, если закон будет принят, следует ожидать продолжения борьбы между партийными и региональными олигарахами за контроль над новой структурой.

У авторов законопроекта есть и альтернативное мнение. Так, представитель «Регионов» депутат Александр Абдуллин сказал корреспондент «Дня», что «если мы уж допускаем производство и продажу людям этого наркотического зелья — водки и табака, — то надо, чтобы народ с этого что-то получал обратно. Этот закон может стать препятствием контрабанде и недобросовестным производителям. Я считаю, что его принятие поможет в первую очередь обезопасить потребителя от некачественной продукции. А также принесет в госказну до 500 млрд. гривен. Это, в свою очередь, поможет решить проблемы социальных задолженностей».

Продолжение темы на странице "Экономика".

Ирина ГАВРИЛОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ