Сегодня координационный совет парламентского большинства должен избрать нового координатора. Кандидатов двое — Александр Карпов от НДП и Александр Пухкал от «Батькивщины». Считается, что Карпов имеет более ощутимую поддержку и, очевидно, будет избран. В то же время выдвижение кандидатуры Пухкала может свидетельствовать о желании «столпов» большинства сохранить «Батькивщину» в своей среде. После избрания нового координатора с новыми, как можно предположить, функциями и задачами, число различных спекуляций вокруг большинства только возрастет — ведь считается, что главной задачей и его, и нового координатора будет обеспечение «имплементации» результатов апрельского референдума, то есть внесение коренных изменений в Конституцию в соответствии с президентским проектом.
Между тем, не является секретом, что большинство является чрезвычайно эфемерным и непрочным, больше разъединенным, чем объединенным, и нестабильным, поскольку продолжаются спекуляции вокруг правительственного кризиса и радикальной смены правительственной команды. На сегодняшний момент никто не сможет точно сказать, сколько депутатов реально насчитывает большинство сейчас (теоретически — 265) и сколько их будет через месяц — ибо процессы продолжаются, и не всегда простые и очевидные. Лидер депутатской группы «Возрождение регионов» Александр Волков, которого на прошлой сессии за глаза называли «директором» парламента, не скрывает, как и глава администрации Президента Владимир Литвин, что большинство носит преимущественно ситуативный характер и постоянное большинство составляют 160-165 депутатов 5-6 фракций, которые всегда выполняют договоренности и обязательства. Иными словами, «фундамент» большинства составляют фракции СДПУ(о), партии «зеленых», НДП, депутатские группы «Трудовая Украина» и «Возрождение регионов». В то же время «Солидарность», оба Руха, «Батькивщина» предстают «неуверенными» и, хотя об этом не говорилось вслух, виновниками отсутствия единства в действиях большинства. Формально 165 голосов не могут считаться большинством — поскольку нынешняя Верховная Рада имеет 450 депутатов по списочному составу. Первый серьезный случай, давший повод говорить о расколе в рядах большинства, произошел на прошлой неделе, когда именно «неуверенные» фракции и группы не позволили вызвать правительство в Верховную Раду на отчет о положении дел в топливно-энергетическом комплексе, чем искренне удивили парламентское руководство в лице заместителя председателя Степана Гавриша. Тем не менее Гавриш заявил, что нет сомнений в стабильности большинства, и отверг все предположения относительно возможности его распада. По мнению Гавриша, в случае распада большинства «говорить о существовании этого парламента невозможно».
Более того, вице-спикер назвал сохранение постоянного парламентского большинства главной задачей Верховной Рады. Во всяком случае, в течение ближайших сессионных дней планировалось рассмотрение законопроекта о парламентском большинстве, которое должно, по мнению Гавриша, стать конституционным институтом. «Большинство — пропрезидентское», — убежден представитель «Солидарности» Владимир Семиноженко. «Где же то большинство, которое представляет Президента? — спрашивал экс-премьер Валерий Пустовойтенко. — Большинство поддерживает сейчас себя, а не Президента, его политику».
С одной стороны, правда то, что большинство болеет всеми возможными «детскими болезнями» в политике — оно не структурировано, состоит преимущественно из фракций и отдельных лиц, которые защищают прежде всего собственные политические и бизнесовые интересы, их сплачивает только противостояние с левыми и некоторыми нелевыми силами. Это большинство принимало опосредованное участие в формировании правительства и не хочет брать на себя ответственность за его действия, а в последние дни можно допустить, что в связи с событиями вокруг правительства что- то подобное блокирующей акции в большинстве получает «Батькивщина», которая, как предполагается, ради сохранения Тимошенко в правительстве может просто выйти из большинства, поставив тем самым под удар перспективы имплементации результатов референдума, принятие реалистичного бюджета-2001 (и тем самым — восстановление сотрудничества с МВФ и Мировым банком), а то и существование этого состава парламента вообще (хотя Президент и отмечал, что он категорически против роспуска парламента и досрочных выборов).
Коммунисты, очевидно, не настолько не правы, если считают, что кое-кто из большинства может с ними ситуативно блокироваться — все будет зависеть от конкретных дел и конкретных интересов. На сегодня совпадают не столько главные цели членов большинства, сколько декларации об этих целях — но и это уже кое-что.
С другой стороны, именно это большинство, которое возникло исключительно благодаря определенной политической ситуации, объявило, что берет на себя ответственность за продвижение реформ, за приближение Украины к общеевропейским стандартам, за сдвиг в экономике. Другого — все равно нет, поскольку левые, с которыми предлагал «поработать» Волков, отчасти демонстрируют готовность к такому «сотрудничеству», отчасти сами переходят в ряды большинства и, очевидно, не имеют в запасе никакой новой позитивной программы.
КОММЕНТАРИЙ
Александр ВОЛКОВ, «Возрождение регионов»:
— В связи с избранием нового координатора парламентского большинства я не вижу возможных проблем. Наша фракция предложила на это место депутата Александра Карпова. Относительно того, что я говорил о реальном большинстве в 165 депутатов, то имел в виду ( и сейчас готов повторить) только то, что по-настоящему выполняют все обязательства только названные 165 членов большинства, которые всегда голосуют должным образом. Т.е. уверенно, независимо от предмета голосования, можно рассчитывать именно на это количество голосов. Это совсем не означает раскола большинства. Просто с остальными его участниками бывает сложнее. Надеюсь, что очередное собрание большинства поможет согласовать позиции различных фракций по тем вопросам, по которым есть разные точки зрения. О расколе большинства вряд ли можно сегодня говорить.