Еще со времен генерала де Голля Францию называли эталоном оппозиционности относительно влияния Соединенных Штатов на европейские дела. Поэтому заявление французского президента Жака Ширака о желанном «молчании» будущих членов Евросоюза по поводу иракского кризиса вряд ли было неожиданным. Лидер Франции выразил возмущение в отношении поддержки кандидатами на вступление в ЕС политики США по Ираку. Заявление президента страны, которая была одним из основателей Евросоюза, сразу же восприняли в штыки фактически все государства, мечтающие стать полноправными членами еврообъединения в будущем году. «Мы очень большая и очень гордая страна, с богатой историей, традициями и уверенностью в нашей важности для Европы, чтобы молчать», — такой была реакция польского премьер- министра Лешека Миллера. «Не понимаю, почему господин Ширак не критикует Италию, Испанию или Португалию. Они заявили абсолютно то же, что и мы», — задался риторическим вопросом министр иностранных дел Словакии Эдуард Кукан. «Это господин Ширак должен сожалеть по поводу сказанного, а не мы. Его высказывания никак не отвечают демократическому духу Евросоюза», — не остался в стороне президент Румынии Ион Илиеску. Вопросы, поднятые в следующих двух мнениях, в значительной мере близки Украине, которая провозгласила приоритетом своей внешней политики вступление в ЕС. Для Киева актуальной является дилемма о поддержке того или иного стратегического партнера. С одной стороны — соседка-Россия, с другой — самое влиятельное государство мира Соединенные Штаты, с третьей — ЕС, куда стремимся присоединиться. Впрочем, как утверждают украинские дипломаты, Киев склоняется к согласованию своей позиции именно с Брюсселем — с ЕС. Кстати, во время непостоянного членства Украины в Совете Безопасности ООН наша позиция чаще всего совпадала не с российской или американской, а с... французской.
Франция рискует единством Европы
Под конец состоявшегося в понедельник в Брюсселе саммита Европейского Союза, организованного с целью преодолеть увеличивающийся раскол в ЕС в связи с войной в Ираке, президент Франции Жак Ширак совершил дипломатическую ошибку, равноценную ехидным замечаниям министра обороны США Дональда Рамсфелда о «старой и новой Европе». Ширак упрекнул страны-кандидаты на вступление в ЕС в безответственном поведении, проявившемся в выраженной ими поддержке предпринимаемым Америкой усилиям по обезвреживанию Ирака, даже если для этого потребуется применение военной силы.
По словам французского президента, заявление стран-кандидатов было проявлением «инфантилизма» с их стороны; более того, им следовало бы сначала посоветоваться с Евросоюзом или же вообще воздержаться от каких-либо заявлений. Он также намекнул, что выступившие в поддержку Америки страны поставили под угрозу свои шансы на вступление в ЕС.
Но слова французского президента поставили под угрозу сам Европейский Союз. Многие люди в странах-кандидатах давно пребывают в убеждении, что их страны не будут допущены в ЕС на равных правах с нынешними членами, приводя множество аргументов в поддержку своей точки зрения, начиная с более низких сельскохозяйственных субсидий для стран-кандидатов и заканчивая новым механизмом принятия решений в ЕС, одобренном на саммите в Ницце два года назад. Многие придерживаются мнения, что принятие этого механизма приведет к усилению власти крупных стран — членов ЕС в ущерб малым странам.
Общественное мнение по вопросу вступления в ЕС было противоречивым в некоторых странах- кандидатах еще до выступления Ширака. Сегодня оппозиционные настроения в отношении Европейского Союза могут усилиться. Даже у решительных сторонников вступления в ЕС может создаться впечатление, что к их странам не относятся как к равным, если позволяют себе произносить угрозы в их адрес на основании того, что выраженное ими мнение отличается от мнения более крупных стран — членов Евросоюза. В любом случае, Ширак предоставил «евроскептикам» новое оружие, которое последние не преминут использовать в целях противостояния вступлению их стран в ЕС перед предстоящим в этом году референдумом по этому вопросу в странах-кандидатах.
Франция и Германия оказались не в состоянии понять, что поддержка США в иракском вопросе со стороны стран-кандидатов не направлена против «старой Европы». Это просто выражение благодарности Соединенным Штатам за помощь в свержении коммунистического режима и за их роль в состоявшемся недавно расширении НАТО — вопреки возражениям России — в то время, как Европейский Союз никак не мог принять решение по вопросу своего собственного расширения.
Небольшим государствам, расположенным в центре Европы и являвшимся жертвами агрессии на протяжении всей своей истории, нельзя вменять в вину их веру в то, что США остаются единственным реальным гарантом их безопасности, поскольку Европейский Союз, несмотря на многочисленные разговоры, ни на один шаг не приблизился к формированию единой оборонной политики.
Франция и Германия также не должны расценивать поддержку США со стороны стран-кандидатов как одобрение войны против Ирака или любой другой страны. В действительности, общественное мнение во всех странах- кандидатах настроено против военных действий в Ираке. Страны- кандидаты просто продемонстрировали свою лояльность по отношению к Соединенным Штатам, когда последние нуждались в ней. Пожалуй, ближе к истине будет предположение, что страны-кандидаты осознают, что в условиях отсутствия общей европейской системы безопасности им еще может понадобиться помощь США для обеспечения собственной безопасности и защиты своей независимости.
Образно выражаясь, страны- кандидаты находятся между молотом и наковальней. Отказ выразить поддержку Соединенным Штатам, на которых они полагаются в вопросах собственной безопасности, был бы воспринят американцами как проявление нелояльности по отношению к США. Отказ же поддержать антиамериканские позиции Франции и Германии в нынешней кризисной ситуации был воспринят как проявление нелояльности по отношению к Европейскому Союзу.
Однако понять и признать дилемму, с которой столкнулись страны Восточной Европы, ни в коем случае не означает простить нанесенный Шираком удар по единству континента в целом. Самый оскорбительный и опасный аспект его заявления заключался в том, что он фактически приравнял ЕС к Франции и Германии. Он не выступил с нападками против Великобритании, Испании или Италии за их проамериканские позиции, как сделал это в отношении стран Восточной Европы. Из-за этого его слова прозвучали еще резче и неприятнее для людей в странах-кандидатах. Он, казалось, говорил им, что Франция и Германия более важны, чем остальные члены ЕС, не говоря уже о странах-кандидатах на вступление.
Заявление Ширака демонстрирует то, как далеко находится Европейский Союз от своего идеала равенства всех стран — членов ЕС. Фактически, упреки Ширака могут положить конец некоторым реформам, которые обсуждаются в настоящее время в Конвенте Евросоюза и целью которых является ускорение и упрощение процесса принятия решений в ЕС путем создания структур, где страны с большим населением получат больше власти.
Такие реформы могут оказаться действенными только в том случае, если более крупные страны — члены ЕС не поддадутся соблазну использовать эти механизмы как возможность игнорировать интересы малых стран или как средство давления на них. Заявление Ширака нанесло такой серьезный удар по европейскому единству именно потому, что подорвало этот ключевой элемент доверия.
Иржи ПЕГЕ — в прошлом главный политический советник бывшего президента Чехии Вацлава Гавела на протяжении большей части его президентства.