Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Динамит кризиса еще не рванул»

Парламент не удовлетворен объяснениями правительства
3 сентября, 1998 - 00:00

Возможно, публичное рассмотрение вопроса, застрагивающего жизненные интересы народа, определило его направление, вполне предсказуемое: правительство и Нацбанк в лице своих глав делали единственно возможное в такой ситуации — они защищали свои позиции в русле заявленных ранее тезисов: экономически ничего страшного еще не произошло и не произойдет, главное — без паники, ибо именно психологический фактор может подорвать наши основы. А если вовремя подоспеет спасительный кредит МВФ (о важности которого каждый вечер с экрана национального телевидения тому же МВФ через телезрителей в посольствах (посланиях) слезно докладывают лидеры партий, фракций и просто депутаты), то катастрофы не произойдет, гривня устоит, обвала не будет.

МВФ, судя по всему, готов. И задержка только за окончанием визита г-на Камдессю в Москву, уже давшего «блестящие» результаты как бы в ответ на солидные вливания. Но то «великая Россия» с ее великими потрясениями и столь же великой угрозой окружающему миру. А в чем смысл «валютного» костыля не только (а, возможно, не столько) под гривню, но и под Леонида Кучму? Зачем? Александр Лавринович на интересующий корр. «Дня» вопрос ответил так: «Видимо, те процессы, которые происходят в Украине, оцениваются экспертами МВФ и их правительствами как позитивные с точки зрения национальных интересов их стран, которые они представляют». (Ремарка парламентского обозревателя Ирины Погореловой: «Ющенко же сказал: как татаро-монгольское нашествие — как зашло, так и вышло. Безлюдная территория, очень хорошо работать — для мировой экономики»).

Как мертвому «припарка» — так оценивает надежды на кредит МВФ Виктор Пинзеник, добавляя, что эта помощь может иметь значение только в том случае, если «утопающий начнет спасаться сам», но этих усилий не видно. И потому никакого влияния, кроме психологического очередной кредит иметь не будет. А Нацбанк сегодня, по данным Пинзеника, ежедневно теряет 40 млн. Без структурных реформ никакими мерами не остановить кризис... Тогда о чем вообще идет речь? О чем доложили парламенту Валерий Пустовойтенко и Виктор Ющенко? Евгений Марчук, выступая с парламентской трибуны, сказал: «Недавно Леонид Кучма на встрече с лидерами фракций заявлял, что если Украина не получит кредит МВФ, то в стране начнется страшный кризис. Кредит не получен — кризис нарастает.

И несмотря на такое успокаивающее выступление В. Ющенко, я думаю, что он просто не имел времени ответить на все вопросы, которые сегодня следовало бы обсудить. Например, я не услышал внятного ответа — какова мотивация сокращений социальных платежей в бюджет? Я считаю, что динамит кризиса еще не рванул, но точно так же было в России, когда руководства правительства и Центробанка успокаивали всех и вся, что ситуация под контролем, а потом все рвануло. Я считаю, что не российская ситуация спровоцировала наш кризис, хотя Президент пару дней назад уже сказал, что российский кризис не обойдет стороной и Украину. Тут уже просто «в руку» — объяснение нашего состояния российским фактором».

Без сомнения, изюминкой обсуждения ситуации в государстве стала еще летняя заготовка предоставления парламентом права Президенту обрезать бюджет-98 собственноручно. Памятный момент, когда Александр Ткаченко, опираясь на аргументацию главы бюджетного комитета Юлии Тимошенко, решительно проводил бюджетный вопрос о неучастии Верховной Рады в секвестре, таит некую загадку: узнал или не узнал спикер, в какой замечательной затее он участвует? Когда сегодня Юлия Тимошенко требует привлечения Президента к ответственности за преступление, предусмотренное частью 3 ст.166 Уголовного кодекса Украины, и напоминает Верховной Раде о конституционной обязанности в связи с этим начать процедуру импичмента Президента, то контраргументов в парламентском зале не находится — кроме одного: импичмент в силу сверхсложной процедуры нереален. Впрочем, на него не рассчитывают и инициаторы. Но политически ход тянет на пример хрестоматии. Кто рискнет стать рядом с Президентом, который собственной рукой сократил расходы на здравоохранение, образование, культуру, искусство, на сельское хозяйство и соцкультбыт, на чернобыльцев и жертв политических репрессий? При этом капстроительство (дворец «Украина»?) с огромным перерасходом, а загранкомандировки — с добавлением? Ну как после этого не сделать вывод о том, что «Президент окончательно принял стратегию уничтожения народа, игнорирования законов, унижения парламента»? А обращение пани Юлии к Народному руху — «разве для этого вы боролись за независимость»? А незабытые аграрии, военнослужащие, «зеленые» и т. д.? Очевидный, рассчитанный популизм (правда, грубовато упакованный) свидетельствует, кроме прочего, о том, что в стабильный перечень предполагаемых кандидатов в Президенты будут внесены интересные коррективы, предполагающие изменение уже было застывшей конфигурации. Во всяком случае, маленькая, но яркая схватка между пани Тимошенко и «Санчо Панса» пани Витренко Владимира Марченко, вызвавшая оживление в зале, сулит весьма занимательные коллизии на линии безусловно антиморозовской пани Наталии с очевидно проморозовской пани Юлией в ходе уже набирающей темпы предвыборной кампании.

...Кстати, старательно подготовленная инициативностью Юлии Тимошенко ситуация невыгодно подчеркнула двойственную позицию Председателя ВР. С одной стороны, А. Ткаченко, пытаясь соответствовать интересам Президента, публично «остудил» намерения Тимошенко, попытавшуюся было поставить на голосование вопрос о начале процедуры импичмента. Спикер дважды напомнил ей, что «здесь не заседание фракции «Громада», а сессия ВР», и отослал Юлию Владимировну изучать регламент, подчеркнув, что вопрос об импичменте даже процедурно не оформлен и не включен в повестку дня. Однако в конце заседания А.Ткаченко был вынужден по требованию той же «Громады» поставить на голосование постановление об отмене президентского указа о секвестировании бюджета, которое даже при полупустом вечернем зале набрало рекордное количество голосов — 201. Таким образом, депутаты наглядно продемонстрировали А. Ткаченко, что ему как спикеру придется, в первую очередь, считаться с мнением парламентариев. Очевидно, это будет аргументированно подкреплено еще и завтра, на утреннем заседании Согласительного совета фракций, где будет отрабатываться модель повторного рассмотрения (предположительно во вторник) вопроса о секвестировании.

Татьяна КОРОБОВА, Ирина ГАВРИЛОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ