Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Дипломатией канонерок» – по интеграции?

26 мая, 2000 - 00:00

Недавнее заявление помощника президента РФ Сергея Ястржембского о возможности «превентивных» ударов по базам исламистов в Афганистане пока не вызвало резонанса в мире. Возможно, Запад выжидает. Однако, любопытным является совпадение: заявление было сделано после визита Владимира Путина в Узбекистан и накануне саммита Таможенной «пятерки» СНГ в Минске. Кроме того, не за горами — визит Билла Клинтона в Москву. Не является ли демарш в исполнении Ястржембского кремлевским аргументом «за» для партнеров Москвы по «пятерке» и Ташкентскому договору? Нет ли здесь, накануне визита Клинтона, попытки «конвертации» чеченской проблемы в проблему международного терроризма?

Вадим Гречанинов, глава наблюдательного совета Института международных исследований внешней и оборонной политики:

— Главной целью России в этом случае является усиление влияния в Центральной Азии. Влияние можно усиливать за счет разных факторов: экономических, политических и военных. Тут имеет место третий фактор. Удары же именно по Афганистану могут быть использованы Россией, помимо уничтожения так называемых лагерей боевиков, и для защиты границ стран- участниц Ташкентского договора. Ведь вооруженные силы большинства стран, граничащих с Афганистаном, сейчас очень слабы. И такие удары, если они осуществятся, могут повысить военный престиж России в глазах среднеазиатских государств. С другой стороны, перенос центра активной политики в Центральную Азию обусловлен тем, что в Восточной Европе России не удается так прочно установить свое влияние, тем более с помощью силы. Образно говоря, Россия ищет себе работу и находит ее — происходит усиление влияния в рамках Ташкентского договора. Было обещано найти новые рычаги для реанимации договора, — это видимо и есть один из рычагов реанимации. Но сейчас нужно понимать, что если Россия будет наносить удары по талибам, то возникнет новый очаг нестабильности и опасности.

Анатолий Гриценко, президент Украинского центра экономических и политических исследований:

— Заявление Ястржембского не нужно недооценивать. Ястржембский достаточно опытный человек для того, чтобы делать такого рода заявления, не согласовав их с руководителями государства. К тому же заявление может быть высказыванием пока что неофициальной позиции России. Нанесение ударов по базам талибов на наш взгляд маловероятно. Почему? Во- первых, это — нарушение международного рава, то есть подобные удары воспринимаются как акт агрессии против государства. Даже если это не будет признано ООН, из-за того, что Россия имеет право вето в Совете Безопасности. Прежде всего «встанут на дыбы» страны исламского мира — Саудовская Аравия и другие, которые имеют в Афганистане свои интересы.

Другой аспект состоит в том, что до сих пор не было реакции на заявление Ястржембского со стороны США. С одной стороны, они среди приоритетов своей политики ставят борьбу с терроризмом. С другой — возможно Россия хочет во время будущих переговоров с Клинтоном уйти от проблемы нарушения прав человека в Чечне и обсудить проблему борьбы с терроризмом.

Важно также, что заявление Сергея Ястржембского было сделано накануне встречи глав государств пяти учасников Ташкентского договора о коллективной безопасности в Минске. Проблема талибов касается непосредственно таких стран, как Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Узбекистан, как известно, вышел из Ташкентского договора. И здесь заявление России может иметь политические цели: с одной стороны, укрепить ее позиции в регионе, а с другой — удержать Узбекистан в сфере своего влияния пусть даже без подписания договора.

Михаил ЗУБАРЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ