Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Дистанция» — 300 метров

22 октября, 2003 - 00:00

Сегодня в Верховной Раде Украины пройдут парламентские слушания «Украинско-российские отношения: современное состояние и перспективы». В них примет участие прибывшая вчера в Киев делегация Федерального собрания России во главе с первым заместителем председателя Совета федераций Валерием Гореглядом. Тема глобальна, однако можно не сомневаться, что главным предметом обсуждения будет дамба, которую российская сторона строит в непосредственной близости к украинской Косе Тузла. Небольшой островок, название которого до недавних пор мало кому было известно, внезапно стал символом кризиса, если не сказать перелома, в украинско-российских отношениях. По мнению известного немецкого политолога, руководителя исследовательского отдела «Россия—СНГ» Немецкого общества по вопросам внешней политики Александера Рара, «этот конфликт показывает, что очень многие проблемы, которые еще существуют между Украиной и Россией, по-прежнему находятся «под ковром», за кулисами и в любой момент, как и в нынешней ситуации, могут всплыть на поверхность».

Ситуация вокруг дамбы несомненно является тестовой для украинского политического класса. Ему предстоит принять сеанс довольно жесткой терапии и избавиться от нескольких вредных привычек. Прежде всего, от привычки использовать внешнюю политику в предвыборных целях на внутриполитическом рынке. Одним силам, стригущим купоны с пророссийских сантиментов электората, придется окончательно выбрать себе страну, в интересах которой они оказались в политике. Другим — «профессиональным борцам с Россией» — придется показать свою способность к выверенным и оптимальным для государства решениям. А всем вместе — попытаться быть способными на поступки и внятную государственническую позицию. Спрос на это, до сих пор не очень свойственное украинскому политикуму качество сейчас необычайно высок. Привычные во внутренней политике методы подковерных договоренностей, интриг и т. п. с Кремлем не пройдут. Произвол местных чиновников, Путин не знает, Путин вмешается? — эта «малороссийская» по своей сути установка опровергается всем ходом событий вокруг строительства дамбы. Фактически все заявления российских чиновников говорят о том, что Москва просто не считает нужным обсуждать строительство дамбы в Керченском проливе с Украиной как с суверенным государством. Кроме того, визит Генсека НАТО Робертсона в Киев показал, что, как минимум, Запад не будет спешить принимать сторону Украины. Решать и действовать придется самим.

С момента начала строительства дамбы в Керченском проливе Москва, несмотря на настойчивые призывы Киева, как минимум, уклонялась от открытого диалога. Российские СМИ, в отличие от украинских, тему Тузлы игнорировали. Все это создает впечатление того, что решение «режиссером» принято и доведено до «исполнителей».

Коллеги из Российского информационного агентства Новости предоставили группе украинских журналистов возможность самим услышать, что думают о проблеме Тузлы в частности и перспективах двусторонних отношений в целом российские чиновники и политики. (Кстати, за четыре дня нашего пребывания в Москве слово «Украина» прозвучало в российских теленовостях один-единственный раз — в сообщении об отзыве Киевом своего посла в Польше.)

В то время как многие украинские эксперты прогнозируют, что конфликт в Керченском проливе похоронит еще, по сути, не успевший родиться проект создания единого экономического пространства, в Москве строят самые радужные планы в отношении ЕЭП, а вопрос Тузлы считают не политическим, а «сугубо экономическим», более того — «хозяйственным». «Меня очень удивляет, что вы увидели в этом главную тему двусторонних отношений, — заявил представителям украинских масс-медиа первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Валерий Лощинин. — Мне реакция на это в Украине кажется несколько преувеличенной. По существу, ничего серьезного, что могло бы вызывать беспокойство, тревогу, ажиотаж и столь резкое восприятие этой ситуации, мне кажется, не происходит. Во всяком случае, из того, что мы знаем и как мы эту тему видим, это не следует...» «Мы ведем переговоры с украинскими партнерами по Азово-Керченской акватории, — отметил также В.Лощинин. — Границы нет, она не определена, и, естественно, говорить о посягательствах на ту или иную территорию просто, скажем так, безосновательно». Другое дело, сказал замминистра, что обеим сторонам необходимо активизировать работу по определению статуса Азово- Керченского района в целом и Керченского пролива, равно как и Азовского моря.

По словам г-на Лощинина, он «не очень удивлен», что переговоры, ведущиеся на протяжении десяти лет, до сих пор не завершены: дескать, граница — дело тонкое. «С учетом того, что наши подходы не всегда совпадают, мы предлагаем нашим украинским друзьям разработать и подписать серию соглашений, которые обеспечивали бы наше сотрудничество в этом районе — относительно судоходства, пограничных и таможенных дел, рыболовства, хозяйственной деятельности и т.п., — добавил замминистра. — Самое главное — я хотел бы это особо подчеркнуть, — у нас есть общее понимание с украинскими друзьями того, что Азово-Керченская акватория является внутренними водами Украины и России. Это принципиально важно. Различие в том, что мы считаем нецелесообразным проведение границы по воде: если граница, как считают наши украинские друзья, необходима, — ладно, можно провести ее по дну, так, как мы решаем эту проблему в Каспийском море». Почему российская сторона начала строительство дамбы, не уведомив об этом соседей? Уведомление требуется в случае, пояснил г-н Лощинин, если могут быть затронуты интересы той или иной стороны. «А поскольку в данной ситуации таких опасений не возникало, краснодарские руководители, вероятно, не сочли нужным поставить в известность не только украинских друзей, но и федеральный центр.

Мы даже не знали, когда это все началось. А вы отреагировали на это, и ваша реакция стала предметом рассмотрения...» По словам В.Лощинина, среди вопросов, которые в конце октября будет обсуждать в Киеве со своим украинским коллегой министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, будет — «наряду с развитием и углублением двусторонних отношений в рамках продвижения концепции ЕЭП» — и проблема Тузлы.

«Думаю, здесь много привнесенного, — сказал, отвечая на вопрос «Дня» о причинах и возможных последствиях конфликта вокруг строительства дамбы в Керченском проливе, председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов. — Опыт показывает: когда становятся ясны не только побудительные мотивы, но и фактологическая сторона дела, многие вопросы, доведенные прессой до уровня едва ли не пограничного конфликта, снимаются. Думаю, чем быстрее все вопросы, касающиеся наших пограничных проблем, будут решены и юридически закреплены, тем меньше будет возможностей для взаимного, скажем так, непонимания».

Безусловно. Однако в «побудительных мотивах» российской стороны как раз и проблема. В беседах с украинскими журналистами представители российского политикума заверения в любви к Украине непринужденно сочетали с демонстрацией жесткости своей позиции и неуступчивости. Чего бы мы ни касались — конфликта вокруг Тузлы («Россия не смирится с установлением Украиной контроля над Керченским проливом...») или вступления в ВТО («Украина должна синхронизировать усилия с Россией...»). Иными словами, если отечественным политикам политической воли недостает, то у российских ее в избытке...

Что же касается последних заявлений украинской стороны по поводу конфликта вокруг Тузлы, то вчера на брифинге в Киеве глава пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубкивский отметил, что Украина не допустит соединения возводимой Россией дамбы в Керченском проливе с островом Коса Тузла «ни при каких условиях». При этом М.Лубкивский выразил надежду, что «Россия остановит строительство, и наша государственная граница не будет нарушена». Глава пресс-службы МИД также напомнил, что в понедельник на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины, которое прошло под председательством Президента Украины Леонида Кучмы, были приняты в этом отношении «очень четкие решения». Кто бы сказал общественности — какие? Посол России в Украине Виктор Черномырдин вчера в перерыве заседания межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального собрания РФ и Верховной Рады Украины подчеркнул, что дамба «остановится на российской территории». По данным украинских пограничников, утром во вторник от дамбы до линии разграничения украинской и российской территорий в Керченском проливе оставалось 376 метров.

Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ