«Арт-Київ», история которого началась четыре года назад и своим появлением дала начало художественной летописи Украинского дома, вплотную подошла к нашему с вами художественному времени, к современному искусству, так сказать, к самой современной его ипостаси — contemporary. Стоит сказать, что делу приближения эстетического чувства украинства к актуальному искусству на широком общественном уровне положил начало PinchukArtCentre. Именно благодаря ему мы увидели как это — когда в музей выстраивается очередь, а Демиен Херст с его эстетикой смерти уже не вызывает шок, а воспринимается с большой долей иронии. Поэтому это дело разрослось до четырех этажей Украинского дома, в котором расположился на этот раз «Арт-Київ contemporary». Впрочем, как выяснилось, такая грандиозная «популяция» не провоцирует понимания самого понятия contemporary art. Не претендуя на всесторонность, предлагаем к нему приблизиться.
Чтобы голословно не сыпать банальностями о субъективности восприятия искусства (особенно в этой теме, где уместнее было бы сыпать концептуализмами), сразу предлагаем вам реакцию первых попавшихся посетителей открытия выставки «Арт-Київ contemporary», подслушанную у работ немецкого художника Грегора Шнайдера, всемирно известного, как говорит нам пресс-релиз, благодаря своим пространственно-объектным мистификациям. Сначала удивленное «Ну и что?», далее — почти истерическое «Ну и что?!»
Если с классическим искусством, даже с учетом «погрешности» восприятия, все более-менее понятно, то при первом знакомстве с contemporary art, как правило, возникает именно такой вопрос — «Ну и что?!». Или — «Что это?» И эти реакции совсем не риторические, они требуют ответа, тем более что «Арт-Київ» выводит это современное и актуальное на новый, еще более широкий, чем до этого PinchukArtCentre, общественный контекст.
Что такое актуальное искусство? И очень ли оно должно быть уж таким актуальным? О каких критериях его ценности стоит говорить, кроме, конечно, финансового, который, по правде говоря, в сегодняшнем художественно-коммерческом мире является одним из главных факторов (потому что мы уже достаточно далеки от романтических времен непризнанных гениев). Конечно, конкретного ответа не найти. Тем более что, по словам ивано-франковского галериста (галерея «Маргінеси») и художника Анатолия Звижинского, это понятие, во всяком случае в Украине, до сих пор не легализовано.
— До сих пор понятие современного искусства в Украине не легализовано, — утверждает Анатолий. — Нет ни одного государственного заведения, института, галереи, которые бы заявляли о себе в ключе именно актуального искусства. Поэтому сложно давать какие-то определения. Фактически это явление существует в нашей стране только в андерграунде. Впрочем сказать, что это плохо, нельзя. Нам многие завидуют, ведь нет давления государственных институтов, отсутствует контроль.
Не претендуя на энциклопедичность, попробуем очертить явление актуального искусства — по словам тех, кто варится в этом «актуальном котле».
Арсений САВАДОВ, один из наиболее примечательных украинских художников современности:
— Только искусство сегодня дает возможность свободы. Больше ни один вид деятельности на это не способен. Художественная жизнь курируется именно свободой. Поэзия — свобода —искусство не существуют и не рассматриваются отдельно. Художники охотятся за частицей свободного духа.
БУДДА, искусствовед, педагог, внутренний дизайнер:
— Искусство — очень тонкое проявление свободы, которое можно сломать. Когда художник с нею сталкивается, то должен что-то делать... Концептуализм, который присущ contemporary, породила Европа. В определенный момент стало понятно: гонять туда-сюда чувство, как это делали в XIX веке, мало. И каждый из тех стилей, которые возникли в конце позапрошлого века, имел свою концепцию, каждый из них имел свой манифест. Даже импрессионисты уже были манифестарными художниками. В искусство начало вмешиваться социальное, но не только — в общем, разные штуки, которые не касаются чувств. Возникла потребность думать головой. Исчезли так называемые большие стили. Последний из них — модерн. А то, что мы называем модернизмом — это уже целый веер течений, которые то возникают, то прерываются, то появляются уже переосмысленными, в виде ремиксов. Т.е. такое своеобразное диджейство. Музыку уже не пишут, а только двигают пластинками.
Роже ПФЮНД, почетный гость «Арт-Києва», «король швейцарского контемпорари», один из наиболее авторитетных авторов художественного воплощения национальных валют (Швейцарии, Франции, Китая, Малайзии и других стран):
— Самое первое контемпорари — это такое искусство, которое создается сегодня, современными художниками. Хотя о самом понятии «контемпорари» можно говорить еще с ХІХ века; художники в те времена создавали то, что актуально и сегодня. В общем, это понятие очень широкое. Так же, как мода сегодня не имеет законов (вы можете одевать что угодно), так же и искусство существует вне законов и ограничений.
Рядом с идейной «беззаконностью» — полифония техническая: к традиционным техникам активно приобщаются медиа. Среди своих живописных работ на «Арт-Києві» Роже Пфюнд представил, в частности, серию портретов Марии Каллас. И хотя выполнены они в одинаковой, хотя и оригинальной, технике и имеют одинаковый «сюжет» (если о сюжетности вообще корректно говорить), однако они создают одновременно различные художественные смыслы, которые, в свою очередь, выстраивают одну композицию, некое глобальное интерполотно. Классическое искусство так не умеет!
Александр СОЛОВЬЕВ, один из ведущих отечественных экспертов актуального искусства, постоянный контрибьютор миланского издания «Flash art», сотрудник Института проблем современного искусства, куратор PinchukArtCentre в рамках «Арт-Київ» представил собственный кураторский проект «Флешка». Подборка из 10 видеопроизведений художников Станислава Волязловского при участии студии «Тотем», Игоря Гусева, студии «Р.Е.П.», Владимира Кузнецова, Лады Наконечной, Ильи Чичкана, Николая Ридного и Александра Верещака. Видеоискусство сегодня он называет видео-недоразумением:
— Это что-то мгновенное, своеобразный «накопитель эпохи», из-за всего того количества операционных систем реальность вокруг нас становится как будто прозрачной. Картинка постоянно меняется. Все вокруг что-то снимают. Это уже не эпоха видеоарта, это эпоха видео-недоразумения, эпоха youtube и facebook. Камера десакрализована, вплоть до банальности.
Кстати, культ художника как творца также, судя по всему, в прошлом. На арену вышел куратор, затмив громоздким телом своего авторитета художника. Именно он теперь — ключевая фигура художественного процесса.
Помимо того, что кто-то считает и далее будет считать контемпорари явлением довольно противоречивым, актуальное искусство бросает вам персональный вызов. Оно побуждает к размышлениям, повторяя слова процитированного выше Будды, «заставляет думать головой», отыскивать параллели, художественные цитаты, намеки, заставляет расширять горизонты и контексты. Актуальное искусство не любит наивных зрителей, которые надеются увидеть красивые картинки и руководствуются исключительно интуицией. Оно требует интеллекта! И здесь уже — дело за вами!
Итак, с 29 октября до 7 ноября. С 11.00 до 20.00 в Украинском доме.