Начавшаяся летом «кадровая революция» продолжается: 2 сентября указами Президента Леонида Кучмы секретарем Совета национальной обороны и безопасности Украины назначен руководивший Службой безопасности Украины Владимир Радченко, а министром иностранных дел — посол Украины в Соединенных Штатах Константин Грищенко. Напомним, пост секретаря СНБОУ оставался вакантным с тех пор, как Евгений Марчук стал министром обороны, а прежний глава внешнеполитического ведомства Анатолий Зленко достиг предельного, согласно украинскому законодательству, для госслужащего возраста. Судя по первым оценкам новых назначений, подавляющее большинство аналитиков воспринимают их в контексте политреформы в частности и внутриполитических раскладов в целом. Видимо, смысл данных перемещений и масштабы, скажем так, поля для компромиссов станут еще более понятны после назначения нового руководителя СБУ. А пока смысл и последствия двух последних назначений — в комментариях экспертов.
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:
— Следует отметить тот факт, что сегодня происходит интенсивное кадровое изменение позиций, связанных не только с работой Кабинета Министров, но и СНБОУ. Переход теперь уже бывшего руководителя СБУ на должность секретаря последнего представляется не случайным, ведь вопрос о СНБО был акцентирован как Президентом, так и аналитиками именно в ракурсе усиления роли и функций СНБО в связи с проблематикой коррупции, неэффективности работы силовых структур и прочим. Считаю разумной гипотезу о том, что в рамках дискуссии по политической реформе, наряду с уступками в «правительственном вопросе» (в сторону расширения полномочий правительства), возможно в то же время появление куда более сильного и административно оснащенного СНБОУ, который фактически будет выполнять функции некого «теневого» Кабинета Министров в вопросах, в частности, административного и фискального контроля за ситуацией на местах.
Я не удивлюсь, если, скажем, в ближайшее время в контексте доработки закона о политической реформе будут внесены и предложения об изменениях и в соответствующий закон о СНБОУ. Что же касается перехода Радченко на должность секретаря СНБО, то, несмотря на его компетентность и авторитет, это все-таки будет определенный переходный период. Возможно, он будет связан с этапом подготовки к проведению предстоящих выборов, поскольку гипотетический будущий политический статус СНБО предусматривает и его активную публичную роль. Вполне вероятно, что именно интересному, интеллектуальному, однако не публичному господину Радченко достается переходная функция — «запустить механизм».
Появление Грищенко на должности министра МИД мне представляется логичным. Думаю, именно западное направление будет сейчас в центре внимания, учитывая, под каким углом Запад будет смотреть на будущие соглашения о создании ЕЭП. То есть нужен министр, который сможет понятным языком, с помощью определенных дипломатических технологий несколько погасить будущую напряженность. А напряженность будет обязательно. И второй момент. Следует, думаю, ожидать, что именно Соединенные Штаты, откуда, кстати, господин Грищенко приходит на эту должность, будут одними из наиболее заинтересованных субъектов в итогах выборов-2004. Следовательно, это дипломатическое направление будет на первом месте с точки зрения контактов, переговоров и тому подобного.
Виктор НЕБОЖЕНКО, агентство корпоративной поддержки «Трайдент»:
— Процесс назначения нового секретаря СНБО явно затянулся. Ибо при той активной риторике и обращениях к ценностям национальной безопасности, которая столь характерна для украинских политиков, отсутствие нового секретаря СНБО вызывало недоумение. Состоявшееся назначение нельзя назвать совсем неожиданным. От того, какую политику изберет господин Радченко, будет зависеть его будущее лично как политика (а теперь он стал политиком, а не просто генералом, возглавляющим ведомство спецслужб) и взаимоотношения между силовиками. Задача Радченко — сделать первые шаги по урегулированию сложных открытых и теневых отношений между силовыми структурами. Многое зависит от того, сумеет ли новый руководитель СНБО выдержать баланс между интересами различных силовых структур, как в окружении Президента, так и по отношению к гражданскому блоку Кабмина. Эту довольно сложную политическую задачу ему предстоит решить немедленно.
Кроме того, есть еще череда политических скандалов, которые имеют тенденцию к периодическим затуханиям и вспышкам.
Речь идет о кассетном скандале, скандале с «кольчугами», судебном деле экс-премьера Лазаренко. Я уже не говорю о том, что генерал Радченко переходит на новую работу в то время, когда начинается новый виток внутриполитической напряженности, связанной с делом погибшего милиционера Гончарова. Все это станет неким фоном и каждодневной проблемой для нового секретаря СНБО. Естественно, приближаются президентские выборы и это наверняка будет одним из факторов, который придется учитывать.
Что касается назначения Грищенко, то есть соблазн рассматривать эти два назначения в блоке: Грищенко как ответственный за вашингтонское направление, а Радченко — за московское. Но, думаю, такой подход слишком груб, и ситуация не будет развиваться в таком ключе. К тому же, Грищенко придется считаться с процессами вокруг формированиями ЕЭП и делать все, чтобы окончательно пробить блокаду Запада.
Сергей ТОЛСТОВ, директор Института политического анализа и международных исследований:
— Новый секретарь Совета национальной безопасности и обороны Владимир Радченко известен как человек с отсутствием каких-либо политических амбиций. Примечательно, что Президент в своем праздничном обращении к нации отметил возрастание роли СНБОУ, а затем назначил на пост руководителя Совета человека, который отличается видимым отсутствием политических аппетитов. Если это положение будет сохранятся, можно будет говорить о политической нейтрализации поста главы СНБОУ.
На пост же министра иностранных дел вместо одного кадрового дипломата с весьма ограниченными политическими амбициями приходит другой, обладающий в определенном смысле теми же качествами, что и Анатолий Зленко, только несколько моложе, динамичнее. Константин Грищенко имеет большой опыт работы (как в МИД СССР, так и будучи послом Украины в Брюсселе и США), серьезные интеллектуальные данные, и в то же время отличается отсутствием сколько-нибудь серьезных связей в политическом спектре. Грищенко, по видимому, должен стать функциональным министром иностранных дел, обслуживающим исполнительную власть и адаптирующим политический курс к внешней среде.
Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
— Чтобы оценить значимость назначения нового министра иностранных дел, следует учитывать место МИД в системе органов исполнительной власти в Украине. Оно значительно ниже, чем место Министерств иностранных дел в большинстве государств мира. У МИД Украины имеется определенный дефицит способности реально формировать внешнюю политику, он выступает исполнительным органом, обеспечивающим проведение политики, которую формируют не на Михайловской площади, а на улице Банковой.
Однако кроме такого невысокого статуса в системе органов исполнительной власти, у министерства иностранных дел также есть своя специфическая роль, направленная на внешнего потребителя: быть проводником проевропейских, проатлантических настроений. Все годы существования независимой Украины министерство оставалось одним из ключевых форпостов проевропейской политики Украины. В этом смысле назначение на должность министра Константина Грищенко вполне логично и соответствует уже накатанной традиции деятельности украинского МИДа. Другое дело, что у МИДа явно недостаточно сил для того, чтобы превратить евроатлантический курс в магистральный в политике Украины.
Одним из основных положений обсуждаемой сейчас конституционной реформы является увеличение роли правительства, и соответственно, министерств. В этом контексте можно ожидать роста роли МИД в системе органов исполнительной власти. Очень многое будет зависеть от фигуры министра, от его организационных способностей. Поэтому уместно назначение на эту должность динамичного человека, который находится на пике своих креативных способностей и способен выполнять не только традиционную миссию МИДа, но еще и поднять его роль в политической системе Украины.
Что же касается назначения нового секретаря Совета национальной безопасности и обороны, бесспорным плюсом господина Радченко является то, что его не коснулись коррупционные и другие скандалы. Кроме того, он имеет устойчивую репутацию профессионала в сфере безопасности, который не занимается своим паблисити, но в то же время не зависит от каких-то политико-экономических группировок. Насколько эта репутация соответствует реальному положению дел, мы еще увидим, потому что должность секретаря СНБОУ потребует построения определенных отношений с общественным мнением, обществом. Как будет позиционировать себя господин Радченко в этой системе, еще не понятно.
В речи Президента на День независимости было заявлено о том, что СНБОУ должен усилить свою консолидирующую роль в отношении силовых структур. Возможно, господину Радченко это удастся.
Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий (ИГЛС):
— Новые назначения на ключевые должности в структуре президентской власти ожидались давно. Равно как не являлись секретом фамилии тех, кто, скорее всего, станет новыми главой МИДа и секретарем СНБО. Хотя новых президентских назначенцев будут характеризовать в качестве президентских креатур, профессионализм и опыт также входит в их набор политико-административных качеств. Безусловно, последнее будет прямо сказываться на видоизменении деятельности и имиджа вверенных им структур, на новых, так сказать, привязках МИДа и Совбеза «в условиях новых условий» — изменившейся общей геостратегической ситуации в мире и внутриполитических трансформациях, связанных с кульминационной фазой политреформы, президентскими выборами, сменой политрежима и т.д.
В контексте внутренних и внешних трансформаций особо очевидной является тенденция к «секьюритарности» обществ, то есть усиление проблем внутренней и особенно внешней безопасности, и, следовательно, усиление роли линии «государство— безопасность» в общей структуре государства и политсистемы. Подчеркиваю, это глобальная тенденция, поэтому закономерно возрастает роль «истеблишмента безопасности», и от профессиональных и моральных качеств последнего, а с другой стороны — демократического гражданского контроля над ним, будет зависеть общее состояние государственности, роль в структуре нового миропорядка и т.д.
Роль СНБО будет важна и в условиях политреформы, изменения соотношения сил, пропорций различных центров власти. Переход к парламентско-президентской системе (в любой модели) непременно должен сопровождаться и видоизменениями в структуре стратегического управления государства, в частности, хотя бы для того, чтобы (коалиционные кабинеты, как правило, недолговечны), правительственные кризисы не сказывались на способностях исполнительной власти проводить рациональную внешнюю политику и гарантировать демократический порядок.
Кандидатура Радченко в фокусе этих обстоятельств вполне оптимальна. Однако потребует от него быстрого перепрофилирования из чистого «профессионала безопасности» на роль «политика безопасности». Примерно в той же логике можно оценивать новые нюансы миссии нового главы МИДа. Во-первых, это способствует большей оптимизации оборонной и общеполитической дипломатии. Во-вторых, необходимо наращивать усилия украинской дипломатии в американском направлении, чем не без успеха занимался новый министр, будучи послом в США. Американский внешнеполитический контур важен в двойном значении: первое — закрепить и усилить позиции Украины в структуре «нового Запада», который сейчас формируется в горниле постиракской реконструкции, и второе — формировать адекватные переговорные, консультационные, имиджевые и, в целом, дипломатические позиции в связи с политреформой и президентскими выборами в Украине 2004 года. К этим выборам у американской стороны и других политических нерезидентов в Украине явно будет наблюдаться пристальное внимание.