22 августа
Сенной рынок в Киеве.
— Налетай, не зевай! Окроп! Тридцать копейок пучок! За пидисят — два! Налетай! — кричит хлопчина, с голой девицей на грязной майке.
— Огурцы! Свиженькие, токи с грядки, огурцы! — вторит первому второй хлопчина, держа в руках корзину со свеженькими огурчиками.
— Налей кварту, — подхожу к тому, с голой девицей.
— Ну вы что, дядя, с дуба упали, как же я налью — это же окроп, осьо, зеленый, — хохочет хлопчина и рьяно вымахивает пучочком укропа.
— Откуда же вы будете такие? — спрашиваю у юных бизнесменов.
— А с недалека, с Требухова за Броварами. Може, слышалы, с нашего села ишо звесный поэт Микола Сом? А чо спрашуете?
— Но говорите вы, мальчики, как-то не по-человечески, на каком-то странном языке.
— Усе так говорят, и мы так, кака разниця!
Грустно мне стало. И тревожно. Известно ли юным бизнесменам, что первейшим и основным признаком образованного, культурного, а значит — зажиточного, счастливого общества везде и всегда было и есть свободное, грамотное владение родным языком, в нашем случае — украинским. Обращаю внимание на людское окружение, на торгующих молдаван, азербайджанцев, русских — на каком языке они между собой общаются? — на родном, молдавском, азербайджанском, русском! А вы, юные требуховцы, земляки украинского поэта Миколы Сома, на каком языке вы разговариваете? Лыбятся мои мальчики, простите, глуповато. А в глазах серое безразличие, беспробудная лень...
Сенной рынок. Знаменитый рынок. Один из убийц... моего родного украинского языка. Помните, у известного педагога Ушинского, нашего земляка с Черниговщины: умирает язык — умирает народ!