18 октября
Размышляя иногда о сегодняшних проблемах сельской медицины, о врачебной этике, о человеческих добродетелях, вспоминаю добрым словом своего спасителя — бывшего земского фельдшера, истинного интеллигента Александра Хомича Залужного с Полтавщины.
Так случилось, что в детстве (в начале 1950-х годов) я очутился между жизнью и смертью. Тяжело заболел корью. Тогда мы жили в селе. Расстояние до райцентра — свыше 20 километров. Все решали считанные часы. Александр Хомич быстро запряг коня в бричку, на которой ездил к больным, и помчался в Лохвицу за пенициллином.
Я был спасен. Каждый день он приходил ко мне, и обязательно с каким-нибудь гостинцем. А однажды принес том энциклопедии Брокгауза и несколько номеров журнала «Нива», выходившего до революции, чтобы мне было, что почитать, и я не грустил в одиночестве. Мать почти целый день была занята в школе, где работала учительницей.
Уже позже, занимаясь краеведческими исследованиями, я больше узнал об Александре Хомиче. Он происходил из благородного рода, активно участвовал в общественной жизни края. В тяжелые военные годы спас многих ребят и девушек от принудительного вывоза в Германию, выдавая им справки об «опасных болезнях».
А сколько раз побывал Александр Хомич в близлежащих селах, где помогал людям бороться с болезнями, часто спасая им жизнь! У него в саквояже всегда были конфеты для детей и лекарства, которые бесплатно раздавал больным. А еще — умел лечить их мудрым словом и удивительно чутким отношением к людям.
Вечная память Александру Хомичу Залужному и другим подвижникам, кто в те уже далекие суровые годы жертвенно служил людям и делал это бескорыстно, по зову сердца и из чувства долга.