Конец многовекторности. Именно так можно охарактеризовать вчерашнее заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины. Оценивать его можно по-разному. Одни могут сказать, что Украина очень много потеряла на пути к самоопределению по отношению к НАТО, другие — что Киев вскочил в уходящий поезд. Не сложно предположить, что по поводу вчерашнего решения СНБОУ будет много шума и много скепсиса. Скепсиса, в первую очередь, по поводу отношения НАТО к намерениям Украины, мол, «для танго нужны двое». Однако для украинцев главное не в том, чтобы понравиться НАТО, а в том, чтобы понравиться самим себе: и в отношении качества силовых структур государства, и в отношении гражданского контроля над армией, и в отношении стандартов демократии и экономического развития. Поэтому стратегию сближения с Альянсом следует рассматривать как большой объем «домашней работы». Главным здесь, по-прежнему, является вопрос внутренней консолидации политического класса и встречного движения граждан и государства.
Украина решила начать процесс, конечной целью которого станет присоединение к НАТО. Об этом сообщил вчера журналистам секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Проект соответствующей стратегии был одобрен вчера на заседании СНБОУ. Окончательно документ должен быть подготовлен до ноября, когда в Праге состоится саммит лидеров стран-членов НАТО. На заседании Совета нацбезопасности выступили министр иностранных дел Анатолий Зленко и министр обороны Владимир Шкидченко. По словам Евгения Кирилловича, Киев будет искать новые, «более глубокие и эффективные формы сотрудничества с НАТО». Секретарь СНБОУ убежден, что сегодня назрела «необходимость выработки стратегии, конечной целью которой будет присоединение Украины к системе коллективной безопасности, базирующейся на НАТО». На заседании СНБОУ, проходившем под председательством Президента Леонида Кучмы и при участии всех членов Совета, было решено разработать план действий, который в конечном итоге привел бы к полноправному членству в НАТО. Правда, Евгений Марчук не заявлял, что Украина выбирает своей стратегической целью вступление в Североатлантический альянс. Этому есть свои объяснения.
Определенную осторожность заявления можно объяснить несколькими причинами, которые отметил и Евгений Марчук. Не секрет, что вступление в НАТО базируется на двух факторах — полная консолидация политических сил в стране-заявителе в отношении присоединения и согласие всех членов НАТО на принятие нового государства. И с тем, и с другим у Киева полной определенности пока что не существует. Во-первых, заявление о намерениях вступить в НАТО должно быть провозглашено на самом высоком уровне. Очевидно, Президентом. Судя по вчерашнему заседанию СНБОУ, на котором присутствовал Леонид Кучма, проблем с этим не возникнет. Во-вторых, должно быть согласие представленных в парламенте политических партий. По этому поводу прогнозы делать хоть и слишком рано, но похоже, что и здесь удастся получить поддержку. Неизвестно, впрочем, какой будет воля граждан Украины, которые, согласно натовской практике, должны будут участвовать в референдуме, в котором на голосование будет вынесен вопрос — входить или нет.
Пока что уровень доверия к Альянсу среди украинцев не слишком высок (хотя и значительно выше, чем три года назад). В-третьих, Украина должна отвечать всем необходимым критериям и условиям, разработанным Альянсом в Вашингтоне несколько лет назад. Они предусматривают определенный уровень демократического развития, успешные экономические показатели, доведение национальных вооруженных сил до стандартов НАТО. Здесь Киеву придется туговато. Расходы, которые повлечет за собой выполнение натовских условий, могут достичь десятков миллиардов долларов. Однако, судя по всему, Киев готов выдержать и это. Отвечая на вопросы журналистов, будут ли предусмотрены в новых бюджетах средства на выполнение будущей стратегии, Евгений Марчук ответил: «Если не предусмотреть адекватные расходы, нас никто серьезно в Брюсселе воспринимать не будет». Тем более, что и цель их оправдывает. К тому же, очевидно, что реализация всех этих требований важна не только для того, чтобы понравиться НАТО, но и чтобы нравиться самим себе.
Понятно, что при нынешнем геополитическом раскладе, когда Россия стремительно вырвалась в фавориты НАТО, целесообразность украинской внеблоковости абсолютно неоправданна. По этому поводу Евгений Марчук резонно подчеркнул: «Дальнейшее поддержание внеблокового статуса бесперспективно для Украины, а в некоторых случаях — и вредно». Позже секретарь СНБОУ добавил, что «Украине в некоторой степени будет опасно оставаться в одиночестве, потому что вокруг нас гигантская система кооперативной безопасности». На следующей неделе, как известно, в Риме пройдет саммит стран НАТО, на котором будет принято решение об оформлении нового формата сотрудничества Москвы с Брюсселем (так называемая «двадцатка»). С тех пор все ключевые вопросы НАТО будут решаться вместе с российскими представителями. Единственное — Россия не будет иметь права вето. Впрочем, достигнутого уровня российско-натовского сотрудничества уже достаточно, чтобы понять, что впредь украинский нейтралитет не имеет под собой никаких оснований. Осторожность, с которой раньше подходили к вопросу членства в НАТО украинские политики, по всем показателям не отвечает духу нынешних преобразований в мире. Стоит напомнить, что ноябрьский саммит лидеров стран-членов НАТО в Праге, куда пригласили и Украину, решит вопрос о расширении Альянса. На нем будет принято решение о приеме новых членов. Как предполагается, «послепражское» НАТО будет состоять, как минимум, из 23, максимум — 25 членов. Пока что, понятно, Киев не может претендовать на то, чтобы быть одним из счастливцев, подавших свои заявки на присоединение (таковых на сегодня девять). Однако, к пражскому саммиту Украина вполне могла бы подготовить стратегию, предусматривающую активизацию диалога Киева с Брюсселем в этом вопросе. Такую цель вчера и поставил Совет национальной безопасности. По словам Евгения Марчука, «необходимо положить начало интенсифицированному диалогу об эволюции отношений с НАТО». Новая роль НАТО в сфере борьбы с международным терроризмом, ее расширение за пределы традиционной зоны ответственности практически делает Североатлантический альянс «базовой структурой общей европейской системы безопасности». Преимущества членства в Альянсе не подвергаются сомнениям. Кроме уже упомянутой необходимости избавиться от изолированности от общеевропейских процессов, можно вспомнить, что за более чем 50-летнюю историю НАТО между ее членами не было ни одного военного конфликта. Кроме того, национальную безопасность при членстве в НАТО будут гарантировать не только собственные вооруженные силы (их роль как раз будет уменьшаться), а коллективные, всех стран-членов НАТО. К тому же, стремление стать членом Альянса станет дополнительным плюсом в продвижении Украины к Европейскому Союзу, членство в котором провозглашено стратегической целью. Нечего бояться и реакции восточного соседа, России, поскольку именно улучшение ее отношений с НАТО повлекло за собой последнее решение Киева.
Отвечая на вопрос о сроках вступления в НАТО, Евгений Марчук сказал: «Сроки зависят от Украины, насколько мы будем продвигаться на пути европейской интеграции». Ссылаясь на опыт других государств, он сказал, что некоторым странам понадобилось пять лет, некоторым — больше. Даже если Украина станет участником специальной Программы действий по членству в НАТО, все равно, считает Марчук, это еще не является гарантией вступления.
Гарантией же может быть выполнение ранее упомянутого объема «домашней работы».