Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Долгое «добро» от таможни

Как будут действовать новые правила
6 апреля, 2005 - 20:18
В 2004 ГОДУ КИЕВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ТАМОЖНЯ ПЕРЕЧИСЛИЛА В ГОСБЮДЖЕТ 6,5 МЛРД. ГРН., ИЛИ 36% ОТ ВЗНОСА ВСЕЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ. ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ ЭТОГО ГОДА ВКЛАД КИЕВСКИХ ТАМОЖЕННИКОВ — ПОЧТИ 1,7 МЛРД. ГРИВЕН / ОСТРОЙ ПРОБЛЕМОЙ НА ТАМОЖНЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮТСЯ ОЧЕРЕДИ И ВОЛОКИТА РУКОВОДСТВО ТАМОЖНИ НАМЕРЕНО ДО МИНИМУМА СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНЯТЫХ ДОСМОТРОМ И ОФОРМЛЕНИЕМ ГРУЗОВ ЕСЛИ У ИНСПЕКТОРА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ В ЗАКОННОСТИ ГРУЗА, ОН МОЖЕТ ДАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЕ О ЕГО ОСМО

На границе «есть резервы». Все украинские региональные таможни в последнее время как по команде активизировали свою работу. К примеру, Западная в первом квартале перечислила в бюджет 145,6 млн. гривен, что на 29,1% больше, чем за такой же период годом раньше. Как заявил исполняющий обязанности начальника Львовской таможни Зеновий Буричко, особенно удачным был март, когда «западники» отдали в бюджет 66,3 млн. гривен, или на 24,2 млн. гривен больше, чем за этот же месяц в прошлом году. Интересно, что рост поступления таможенных сборов за январь — март произошел при уменьшении на 7,2% объемов импорта. Таможенники осторожно объясняют это изменением его структуры. Но источники «Дня» утверждают, что таможенные платежи в нынешнем году выросли не на десятки процентов, а в разы, причем исключительно за счет разрушения так называемых серых и черных схем.

Отреагировав на обвинения Президента Виктора Ющенко в непрозрачности действий, таможенная служба решила показать товар лицом. Киевская региональная таможня пригласила журналистов в святая святых — территорию за КПП — и предъявила «единое окно», которое, по словам заместителя начальника Юрия Дворака, уже потихоньку начинает работать. Правда, реального «окна» мы все равно не увидели, а только поняли его принцип: теперь водителям не надо ездить по всему городу, оформляя различные справки. Все это они могут сделать на территории одного подразделения.

«Окно», по-видимому, будет совершенствоваться. В дальнейшем, как заявил «Дню» Дворак, количество инспекторов, проверяющих документы на груз, будет сокращено, как и время оформления, которое будет доведено максимум до двух-трех часов. Конечно, это существенный выигрыш, особенно если учитывать, что раньше, как рассказал «Дню» начальник грузового отделения №1 Эдуард Иванский, требовался целый месяц. Пока же, по его информации, документы оформляются несколько дней.

Правда, водители, дожидавшиеся на территории подразделения окончательного решения по своим декларациям, рассказали «Дню», что ситуация не всегда так безоблачна. В частности, водитель из Одессы (представиться не захотел) сказал, что его держат на таможне уже четыре месяца. Возможно, вины таможенников здесь нет, и во всем виноват грузоотправитель, однако, по его словам, никто из водителей не стоит на оформлении меньше пяти- шести дней. А жить на асфальтированной площадке среди клубов бензина и пыли даже неделю, не говоря уже о месяце, достаточно сложно. Тем более, как заявил водитель из Луцка, на территории таможни негде помыться и недорого поесть.

Процесс оформления документов на таможне «Дню» описывал начальник грузового отделения №4 Виталий Черкунов. Попав на территорию таможни, водитель первым делом заполняет таможенно-грузовую декларацию. Затем в течение трех часов водитель должен подать документы в группу по контролю за доставкой груза. Эти данные вносят в информационную базу для последующего снятия груза с таможенного контроля на границе. Потом документы попадают в подразделение таможенного оформления, где, по словам инспектора этого подразделения Анны Добровольской, необходимо пройти три круга оформления: проверить полномочия декларанта, проверить соответствие бумажного образца грузовой декларации его электронному дубликату и проверить правильность заявленного кода таможенной стоимости, согласно которому грузоотправитель платит соответствующий таможенный сбор. Если все в порядке, налог заплачен и у водителя имеются сертификаты соответствия, а также санитарного, экологического, радиологического контроля, инспектор дает ему направление на таможенный досмотр. Причем, по словам Черкунова, эта процедура отнюдь не обязательна. Если инспектор убежден в законопослушности грузоотправителя и перевозчика, их могут от этого освободить. Если же возникли подозрения в том, что груз перемещался с нарушением таможенных правил, трудно определить страну его происхождения и таможенную стоимость, то досмотр будет более строгим, чем обычно.

Как рассказал инспектор грузового отдела №6 Григорий Козловский, если что-то не соответствует, будет проведен полный досмотр груза и разбирательство с грузоотправителем. Дальше таможенное управление должно принять решение о штрафе или даже конфискации груза. Правда, такое бывает редко. Случаи нарушения правил оформления документации случаются, но откровенной контрабанды на внутренних таможнях практически не бывает. Впрочем, и из этого правила бывают исключения. Главный инспектор оперативного отдела отделения по борьбе с контрабандой Алексей Юрченко, например, рассказал, что в мае прошлого года была выявлена партия контрабандных сигарет на сумму 117 тыс. грн., которые пытались вывезти из страны.

Вывод после «лазания» в таможенное «окно»: оно уже шире, но пока все еще слишком медленно преодолевается.

Наталия ГУЗЕНКО, «День». Фото Бориса КОРПУСЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ