Входе блицопроса, проведенного сотрудниками Украинского центра политического менеджмента на улицах Киева и продемонстрированного журналистам в записи во вторник на «круглом столе» под названием «Агрессивность на телеэкране: оценка специалистов», и стар, и млад отмечали чрезмерное количество агрессивных сцен в фильмах и программах украинских телеканалов. В то же время опрошенные школьники, говоря о своих телевизионных предпочтениях, называли «мультфильмы», «фильмы, особенно где драк побольше», «ужастики», а среди любимых сцен — «когда там машина взорвалась», «когда ему нож всадили» и т.п. А как отмечают специалисты, любимое занятие 98% подросткового населения — это просмотр телевизионных программ... Поэтому трудно не согласиться с мнением президента УЦПМ, психолога Юрия Шайгородского, который считает, что к решению проблемы избытка на ТВ сцен агрессии необходимо подойти «как к вопросу национальной безопасности».
Каждый из участников «круглого стола» (а в его работе было задействовано около 50 специалистов) предлагал свой ответ на вопрос «Что делать?». По мнению Юрия Шайгородского, наиболее серьезное противодействие — демонстрация на ТВ положительных качеств, которые присутствуют в каждом человеке и в украинском социуме в целом. Среди возможных путей выхода из «телевизионного кризиса» участники также называли развитие национального телевидения, формирование национального единства, проведение открытой экспертизы телевизионных программ, по результатам которой проводится маркирование передач и серьезных научных исследований.
Сегодня телевидение, по словам профессора кафедры юридической психологии Киевского юридического института МВД Украины Владимира Медведева, стало для подростков учителем, который не только формирует агрессивность, но даже учит технологии совершения преступления. И, как утверждают психологи, ребенок подсознательно переносит демонстрируемые модели поведения с экрана в свою личную жизнь.
Бомбой замедленного действия были названы и такие проекты, как «Голод», «Слабое звено», «Русская рулетка», где молодежи закладывают в мозг возможность победы любой ценой. По словам Валерия Зливкова, доцента кафедры психологии Национального технического университета «КПИ», противовесом таким шоу может быть только формирование этносоциального единства. Однако формировать его нужно постепенно. Пример таких стран, как Япония, Германия, показывает, что подобные программы должны быть рассчитаны минимум на 10—12 лет. Только тогда они начнут действовать.
А пока, как свидетельствуют опросы УЦПМ, любимые герои детей — Джеки Чан и Брюс Ли, а фильмы — «Бригада» и «Звездные войны»...
Участники решили, что на уровне общественных инициатив нужно добиваться хотя бы сбалансирования эфирного времени за счет пропаганды положительных примеров из жизни. Однако руководители коммерческих каналов, приглашенные к участию в обсуждении этой проблемы, так и не появились. Хотя, по данным мониторинга, проводившегося УЦПМ, в программах каналов второго эшелона сцены насилия и агрессии занимают первые места.