Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорога к храму длиной в 10 лет

2 июня, 2001 - 00:00

Еще пару месяцев назад днепропетровское отделение Союза поляков Украины обратилось с письмом к Александру Квасьневскому с просьбой замолвить слово за верующих Римо-католической церкви, которые десятый год добиваются возвращения костела, находящегося на центральном проспекте Днепропетровска. Решение этого вопроса, полагают в польской общине, было бы настоящим жестом доброй воли накануне предстоящего визита в Украину Папы Римского Иоанна Павла II.

История собора Св. Иосифа, рассказывает староста прихода Вадим Соколов, насчитывает едва ли не полторы сотни лет. Доподлинно известно, что освятили его в 1870 году, а строили на общественные средства, собранные среди местных римо-католиков, в основном поляков, которые тогда составляли почти четверть населения Екатиринослава. Еще больше выходцев жило в Каменском, нынешнем Днепродзержинске. Объясняется это тем, что во второй половине XIX века, в период бурного роста металлургических заводов, в индустриализации края активное участие принимал польский капитал, а специалисты-инженеры и рабочие переселялись целыми семьями. Само расположение костела — в центре города, на главном проспекте — говорит о важной роли, которую католическая община играла в Екатиринославе. Так было вплоть до революции, когда на верующих начались гонения, а настоятель храма, отец Кверчинской был расстрелян прямо во дворе костела. В 1934 году собор Св. Иосифа закрыли. Имущество и церковную утварь конфисковали и их следы, как уверяют власти, пропали или сгорели во время войны. Служба в храме возобновлялась в годы оккупации, когда в городе стоял итальянский гарнизон, однако после войны костел окончательно закрыли и здание передали под склад. Позднее здесь находилась детская спортивная школа и зональная дирекция «Спортлото».

Вопрос о возвращении храма, по словам В. Соколова, римо-католическая община подняла весной 1992 года, почти одновременно с выходом ухода президента Л. Кравчука «Про заходи щодо повернення релігійним організаціям культового майна». Не без труда удалось доказать очевидное, что здание по проспекту К. Маркса, 91 является бывшим римо-католическим костелом. Правда, тогда работники областной администрации Павла Лазаренко ссылались на отсутствие помещений, в которые можно было перевести организации, квартировавшие в большом храме. Позднее, в 1994 году, общину известили, что «решать вопрос» нужно в Киеве, в Министерстве по делам молодежи и спорта. Действительно, в социальном письме оттуда сообщалось, что здание «является объектом государственной собственности и находится в управлении министерства».

«Каково же было наше удивление, — вспоминает В. Соколов, — когда из газетных публикаций мы узнали, что бывший костел, вместе с другими сооружениями в центре Днепропетровска, в 1998 году был продан по распоряжению главы облсовета Павла Лазаренко некой панамской компании». И хотя эти сделки затем были признаны незаконными Высшим арбитражным судом Украины, выяснить, кто же является собственником костела, общине не удалось. Не помогли и неоднократные обращения в местные и столичные органы власти. Переписка по этому поводу, по сути, зашла в тупик. Интересно то, что в здании бывшего костела во время минувших президентских выборов располагался штаб сторонников Александра Мороза, плотно укомплектованный людьми из окружения Лазаренко.

Как бы там ни было, но днепропетровские римо-католики намерены решать вопрос о возвращении храма цивилизованным путем. Пока же приход Св. Иосифа ютится в небольшом домике на улице Комсомольской. Как рассказал его настоятель, отец Павел, во время службы Божьей в крохотной часовне, рассчитанной максимум на 50 — 60 человек, прихожан собирается в шесть раз больше. Общаться с верующими приходится даже на кухне. В таких стесненных условиях отец Павел и его помощники монахи-францисканцы учат закону Божьему детей и молодежь, а сестры-урсулинки кормят и обогревают три десятка местных беспризорных. Вообще в последние годы количество прихожан, по словам отца Павла, увеличивается. В основном это местные жители, но немало и иностранных студентов из Франции, Италии, Латинской Америки. Атмосфера в парафии, как говорят сами прихожане, несмотря на тесноту, «очень добрая».

Остается лишь сожалеть, что в Днепропетровске вопрос о возвращении культовых сооружений, и не только римо-католических, но и других конфессий, решается с большим трудом. Уже давно о возвращении мечети ходатайствуют мусульмане. Не по назначению используются пока и крупнейшие православные храмы — Брянский и Успенский соборы. Лишь недавно еврейской общине возвратили хоральную синагогу.

Что же касается костела Св. Иосифа, то активисты Союза поляков, по словам председателя днепропетровского отделения Роксоланы Патрицио, уже не раз собирались помолиться возле его стен. Тем не менее эти акции римо-католиков должного впечатления на местную власть пока не оказывают — храм Божий по- прежнему украшают не кресты, а многочисленные вывески коммерческих структур.

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ