Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорогой подарок

1 апреля, 1999 - 00:00

Народные депутаты получили «добро» от КСУ на внесение изменений в ст. 98 Основного Закона. Речь идет о расширении конституционных полномочий Счетной палаты до контроля и за расходной, и за доходной частями государственного бюджета Украины. Как было отмечено во вчерашнем решении КСУ, законопроект может быть принят на следующей сессии ВР не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента. Предварительно, отметил судья-докладчик Петр Мартыненко, законопроект должен быть одобрен большинством депутатов, как это определяет конституционная процедура внесения изменений в Основной Закон. Однако Конституционный суд не согласился с определением Счетной палаты как высшего органа парламентского контроля, что противоречило бы статусу Верховной Рады. По выводу КСУ, проект закона требует значительной терминологической «подчистки», что возложено на народных избранников. Очевидно, уже осенью Конституция Украины подвергнется первому хирургическому вмешательству, сообщает корреспондент «Дня» Оксана ПАНЧЕНКО.

В свое время Верховная Рада, исчерпав все полномочия по контролю за бюджетными расходами и устав от создания всякого рода комиссий по следам регулярно «всплывающих» обвинительных разоблачений, решила, наконец, повторить пример Российской Федерации и создала для правительства постоянно действующий надзорный орган. Счетная палата (СП) вначале функционировала полулегально, однако спустя несколько месяцев ее работа была освящена парламентским Законом, специально ей посвященным. Закон о Счетной палате был принят 11 июля 1996 года и предполагал осуществление контроля над доходной и расходной частями бюджета. Правда, исполнительная власть успела этот закон нейтрализовать. Принятая ранее, 28 июня 1996 года, Конституция (имея в виду положения тогда еще законопроекта об СП) сужала компетенцию Счетной палаты до контроля лишь расходной части бюджета. 11 октября 1996 года Верховная Рада своим постановлением попыталась устранить это противоречие. Но это ей не удалось сделать. Президент в своем представлении в КС обратил внимание на несоответствие закона о Счетной палате Основному Закону, с чем КС 23 декабря 1997 года согласился и принял соответствующее решение.

В соответствии с законом, полномочия Счетной палате были дарованы поистине царские. И это не удивительно, если учесть, что Верховная Рада никогда не могла смириться с лишением ее функций оперативного влияния на экономическую политику и всегда была готова подменить правительство в особо кризисные моменты. Напротив, согласно судебному решению от 1997 года, Счетная палата не должна была контролировать внебюджетные поступления, включая денежные эмиссии, золотой запас, драгметаллы; ей не разрешалось арестовывать счета и проверять формирование доходной части бюджета. Иными словами, контролеров отлучили от святая святых — от кассы.

Сотрудники СП в своих частных беседах не скрывали, что переодически докладывая ВР о злоупотреблениях в бюджетной сфере, они не обнародуют и половины выявленных нарушений. Сравнивая же характер и масштабы нарушений разных правительств, чиновники почти единодушно отмечают прогрессирующий ежегодный прирост количества и объемов противозаконных (а чаще внезаконных) финансовых операций. Понятно, что обладая такими эксклюзивными данными (как, например, сколько и куда бюджетных денег «прокачал» уполномоченный банк в прошедшие выходные), Счетная палата не могла долго оставаться «беспризорной» структурой. Она, рано или поздно, должна была либо причалить к какому-то берегу, либо утратить влияние. 2 года назад выбрали последнее. Теперь маятник качнулся в другую сторону (что само по себе вызывает много дополнительных вопросов).

А если по существу, то контроль над доходной частью бюджета является неотъемлемой частью бюджетного контроля. В самом деле, как можно верно оценить законность «бюджетирования», имея доступ лишь к одной составляющей «государственного баланса»? Правда, предыдущее решение Конституционного суда было направлено не столько против вмешательства СП в процедуру сбора доходов, сколько против ее «нездорового» (с точки зрения исполнительной власти) интереса ко внебюджетным фондам. По некоторым оценкам, объем аккумулируемых там средств сравним с официальным бюджетом, хотя, в отличие от него, контролируется только лицами, их учреждавшими, т.е. госчиновниками. Счетная палата, в свою очередь, полагала, что источник поступления денег в фонды — платежи налогоплательщиков, а значит, и расходоваться, и контролироваться они должны в соответствии с Законом.

Пока сложно сказать, насколько СП продвинется в своем декларируемом стремлении уменьшить произвол, царящий как в бюджете, так и во внебюджетных фондах. Ведь это вопрос не технологический, а политический. Тем не менее Конституционный суд, приняв положительное заключение по представленному парламентом законопроекту, расширяющему полномочия СП, по крайней мере, дает ей такой шанс.

КОММЕНТАРИЙ

Виталий МЕЛЬНИЧУК, заместитель председателя Счетной палаты заявил корреспонденту «Дня», комментируя решение Конституционного суда:

— Произошло то, что должно было произойти... Мы и до этого рассматривали бюджет целостным, но выполняли предыдущую трактовку КС о том, что контрольные полномочия Палаты распространяются только на расходную часть бюджета. В то же время КС отметил, что вопрос о контроле за доходной частью бюджета может быть решен после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины. Такие изменения обсуждены парламентом. Как видим, их не отверг и Конституционный суд. Я думаю, после прохождения процедуры конституционных решений эта норма начнет действовать.

Мы анализируем ситуацию, но не можем заниматься проверками и ревизиями поступлений и использования средств. Разница между такими методами исследований понятна. Другое дело, хватит ли для контрольной работы количества сотрудников нашего аппарата. У нас сегодня (вместе с техперсоналом) всего 190 человек. Например, в Счетной палате Польши работает три тысячи человек, а во всех воеводствах есть региональные отделения. У нас их нет ни в одной области, и поэтому мы не имеем возможности проверить всех распорядителей бюджетных средств. Сегодня наши проверки носят выборочный характер. Но после того, как будут приняты упомянутые изменения в Конституции, Счетная палата начнет формировать региональные отделения. Ведь деньги расходуются на конкретных объектах — в больницах, школах, сельхозпредприятиях и т.п. И налогоплательщик хочет знать — насколько эффективно...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ