Вопреки сдержанным оценкам наблюдателей, с нетерпением ожидавших от визита миссии Международного валютного фонда в Украину прояснения сроков возобновления приостановленного осенью прошлого года сотрудничества, переговоры увенчались знаковым результатом — программа EFF пока имеет все шансы на существование. А ведь все могло закончиться совсем плохо.
Сомнения экспертов относительно перспектив возобновления программы впервые появились после обнародования согласованной позиции стран-доноров о возвращении МВФ к своей изначальной функции — экстренного кратковременного кредитования дефицита платежного баланса стран, стоящих перед угрозой финансового кризиса. Позже, когда Украина в компании с некоторыми другими странами оказалась в роли образца неэффективного (с элементами коррупции) использования помощи, сомнения едва не стали свершившимся фактом.
Апрельские встречи руководителей финансовых ведомств «Большой семерки», а также МВФ и Мирового банка, к счастью, не вынесли Украине обвинительного приговора. Правда, и оправдательного — тоже. Впрочем, некоторые откорректированные перспективы дают повод для сдержанного оптимизма. Хотя бы потому, что новые стандарты работы МВФ и МБ будут изменены не настолько, чтобы Украина автоматически оказалась за бортом.
Во-первых, ежегодное собрание руководства МВФ и Мирового банка (11—17 апреля), почти совпавшее по времени с визитом миссионеров в Киев (6—15 апреля), согласилось с необходимостью реформирования МВФ и МБ, что предполагает отказ от нынешней роли таких организаций в слаборазвитых странах. Иными словами, МВФ больше не будет раздавать авансы только за декларацию намерений проводить реформы, а МБ постепенно сосредоточится на некоммерческих проектах в социальной сфере. В смысле перспектив это означает, что проекты, подобные украинским, по форме (но не по содержанию) будут сохранены.
Во-вторых, нарушения с использованием кредитов МВФ в Украине и в России послужили поводом для существенного изменения механизмов предоставления кредитов. Отныне выделяемые деньги вообще не будут покидать счета МВФ, а со второй половины 2000 года аудит центральных банков стран-заемщиков станет обязательным условием, предваряющим выделение помощи. Украина как первопроходец тоже получила шанс реабилитироваться.
В-третьих, апрельское собрание МВФ и МБ сопровождается массовыми акциями протеста, призванными заставить правительства стран-доноров прекратить предоставлять многомиллиардные взносы МВФ и МБ. Гнев протестующих направлен против неэффективных программ, разоряющих бедные страны, а также против поддержки коррумпированных правительств заемщиков. Похоже, на участников встреч протесты не произвели впечатления.
Тем не менее общий негативный для Украины контекст весеннего собрания МВФ и МБ очевиден. Он усугубляется еще и тем, что разногласия о роли международных организаций среди стран-доноров до сих пор не преодолены. Позиция США, стремящихся сохранить за собой инструменты воздействия на заемщиков через структуры МВФ и МБ, входит в явное противоречие с интересами Европейского Союза и Японии, отстаивающих унификацию кредитных процедур и отказ от «полит-корректировки» (то есть того, к чему так привыкли в Украине) ранее согласованных программ.
Впрочем, согласование интересов по последнему обстоятельству — дело отдаленной перспективы. В ближайшем же будущем Украину должно заботить скорейшее возобновление кредитной программы EFF не только по причине ухудшающейся финансовой ситуации, по поводу которой Президент Кучма высказался более чем прозрачно: «...если МВФ будет ждать окончания аудита, Украина может и ноги протянуть...» Теперь приходится учитывать также и более жесткие требования к заемщикам, обнародованные в текущем апреле, в частности, упрощение процедур закрытия неиспользуемых кредитных программ, усложнение механизмов повторного обращения за помощью и т.п.
Ожидаемые в мае визит в США и переговоры Виктора Ющенко с руководством Международного валютного фонда, по мнению первого вице-премьера Юрия Еханурова, «расставят все точки» в отношениях Украины с международными финансовыми организациями. Однако на самом деле многие точки будут расставлены еще до начала упомянутого визита. Так, к концу апреля правительство надеется получить сигналы от МВФ, подтверждающие, что правительству Ющенко верят, что позитивные правительственные решения не носят разового характера и будут продолжены в дальнейшем, что правительство действительно имеет возможности проводить политически конфликтные решения в жизнь. К тому же Виктору Ющенко нужно получить одобрение партнеров по поводу мер, которые разрешают проблемы, названные сегодня «негативом». По словам Ю.Еханурова, миссия не удовлетворена тем, что правительству В.Ющенко не удалось достичь прогресса по ряду вопросов бюджетной политики (имелось в виду вето президента Украины на принятый недавно закон о внесении изменений и дополнений в бюджет-2000); отмечены также проблемы с приватизацией (необходимость увеличения прозрачности и интенсивности этого процесса), реформированием энергетического сектора страны, сельского хозяйства (создание юридической основы для урегулирования права собственности на землю), банковского сектора (принятие решений по реформированию банковской системы).
Однако если реформы — это явление долгоиграющее, то дефицит финансирования — средство моментального действия. Официальный прогноз гласит, что до июня Украина кредитов точно не получит, а что будет в июне, прояснится только к концу мая. Между тем правительство уже сейчас всерьез озабочено тем, как бы отсутствие кредитов и присутствие реформ не привело к катастрофе: «Отсутствие внешнего финансирования вызывает проблему, как нам завершить полугодие, — сказал Ю.Ехануров. — Пять месяцев мы знаем, как закрыть. Теперь вопрос в том, как прожить июнь. Сегодня задание правительства сделать все для того, чтобы наши граждане не ощутили, что у нас есть проблемы». По его словам, правительство готово предпринимать «экстренные меры» для решения этой проблемы и надеется, что частично ее можно решить за счет приватизационных поступлений.
Еще одна экстренная (все-таки) мера — выход правительства на рынок внутренних займов. И хотя правительство уверяет, что в таком решении нет ничего страшного и непланового, огорчает постоянство, с каким «экстренные» меры появляются в арсенале реформаторов.
КСТАТИ
Выпуск облигаций внутреннего и внешнего госзайма 2000 года проводится в рамках реструктуризации внешних коммерческих обязательств Украины 2000—2001 годов и обслуживания текущих обязательств государства, но не предполагает каких-либо изменений в расходной части бюджета. Об этом в воскресенье в интервью журналистам сообщил премьер-министр Украины Виктор Ющенко. «Эмиссия проходит в рамках реструктуризации. И новых изменений в структуре бюджета и его расходов не происходит, — заявил В.Ющенко. — Эта операция относится к техническим. Ее цель — оформить на юридической основе платежи, которые являются текущими по внешнему долгу, и платежи, которые уже реструктуризированы». Напомнив, что правительству удалось реструктуризировать свои внешние обязательства, приходящиеся на 2000—2001 годы, на сумму около $2,7 млрд., В.Ющенко отметил, что «все эти деньги надо было переписать на все новые инструменты по периоду их погашения».«Если говорить об этой акции, то суть ее — как оформить одну часть долгов, которые реструктуризированы, а вторая часть — оформление кассового платежа, который необходимо провести в рамках реструктуризации как авансовый предварительный платеж», — объяснил премьер. Он особо подчеркнул, сообщает Интерфакс-Украина, что выпуск облигаций внутреннего и внешнего госзайма 2000 года «не приводит к новым долгам, не расширяет долговую базу, он даже не оптимизирует ее, он просто раскладывает эти обязательства по новым полочкам». В.Ющенко сообщил, что всего выпущено более 10 новых видов облигаций, количество которых определяется количеством возникающих периодов погашения предыдущих обязательств. Премьер подтвердил, что облигации внутреннего госзайма «в основном» выкупает НБУ. «Платежи, которые надо делать по 2000 году, — проценты и некоторая комиссия, то этот платеж проводится за счет НБУ, — заявил он. — У нас есть профицит бюджета для такого платежа. То есть ресурс у Минфина по программе есть, но покупку делает НБУ. Это строго в букве и в духе программы».
По данным агентства, предположительно до 14 апреля Минфин через Нацбанк разместит на рынке ОВГЗ на сумму свыше 1 млрд. грн., которые впоследствии конвертирует в валюту с тем, чтобы обеспечить процентные выплаты по реструктуризированному внешнему коммерческому долгу в объеме около $250 млн.