Вчера Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов, который возглавляет правительственную комиссию по изучению причин аварии субмарины, заявил, что экипаж «Курска» будет эвакуирован. Ныне в районе инцидента находятся пятнадцать российских кораблей, в том числе атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чубатенко», сторожевой корабль «Легкий» авианосец «Адмирал Кузнецов», а также несколько спасательных судов. Однако спасательным работам препятствуют погодные условия. Скорость ветра достигает 20 метров в секунду, на море продолжается шторм в 4-5 баллов, вследствие чего корабли срывает с якоря. Ни российские, ни норвежские экологические службы не зафиксировали никакого нарушения радиационного фона вследствие аварии.
Российские масс-медиа указывают, что на этот раз, в отличие от случая с «Комсомольцем», довольно быстро было обнаружено местонахождение подлодки, поврежденной во время плановых учений.
«Курск» не вышел на связь вовремя, что и повлекло за собой тревогу на флоте. По пока еще точно не установленной причине капитану лодки пришлось выключить ядерную энергетическую установку, после чего на «Курске» полностью пропало питание и экипаж оказался отрезанным от своих коллег. Пока лишь предполагается, что все 116 членов экипажа — живы. Аварийное питание почему-то не сработало. Общение проводится при помощи гидроакустической связи — в частности, при помощи ударов кувалды. Известно, что затоплены четыре отсека. Российские военные сразу успокоили мировую общественность, что на борту лодки нет ядерного оружия.
В понедельник командование ВМФ России заявляло, что причиной аварии могло быть столкновение российской подлодки с иностранной. Известно, что разведывательное судно ВМС США следило за учениями в Баренцевом море. В Пентагоне заверили, что «нет никаких свидетельств того, что какое-либо американское судно или подлодка были причастны к этому инциденту». Причастность к аварии отрицают в натовской штаб-квартире. Отрицают возможную причастность своих кораблей к аварии и британцы. А вчера эту версию опровергли и сами россияне. По мнению российских военных специалистов, авария могла произойти из-за неполадок некоторых бортовых систем, которые повлекли «за собой заглушение ядерной установки», или — поступление «забортной воды» через торпедные люки.
Американские эксперты считают, что действительно с российской субмариной произошло что-то серьезное, ведь лодка такого класса способна выдержать американскую торпедную атаку и имеет, по меньшей мере, два спасательных механизма для экипажа. Об этом написала вчерашняя «Вашингтон пост». Характер разрушения лодки подтолкнул вице-премьера Илью Клебанова к выводу, что «Курск» столкнулся с миной, оставшейся в акватории Баренцева моря после Второй мировой войны.
ПУТИН: НА ФЛОТЕ ВСЕ СПОКОЙНО
В то время, как российские военные и спасатели изучают обстановку на месте аварии и решают как спасать моряков, Великобритания и США заявили о готовности оказать помощь в спасении подлодки. Британский министр обороны Джеф Хун предложил своему российскому коллеге воспользоваться спасательной субмариной LR5 и 100 бригадами спасателей. Американцы тоже имеют горький опыт (в апреле 1963 года в Северо-Ледовитом океане утонула субмарина «Трешер» со 129 моряками на борту). Они предложили спасать российских моряков, попавших в ловушку на дне моря, при помощи двух специальных спасательных лодок, способных одновременно поднимать 24 человека. Правда, американские военные побаиваются, что люки их спасательных судов несовместимы с люками российской лодки. Однако пока неизвестна реакция России на данные предложения. До сих пор Москва всегда жертвовала жизнями ради сохранения секретов.
Авария в Баренцевом море нанесла ощутимый удар по амбициям Путина возродить морскую славу России. В начале года президент России сообщал о планах в ноябре этого года отправить в Средиземное море — зону российских интересов — группу кораблей во главе с крейсером «Адмирал Кузнецов», в состав которой должны были войти пять подлодок, в частности, и «Курск». Эта группа должна символизировать конец почти 15- летнего отсутствия российского флага на пространствах Мирового океана.
«Этот инцидент не только наносит серьезный удар по ВМФ, но и ставит под сомнение усилия Владимира Путина по возрождению российской военно-морской мощи», — сделал вывод военно-морской эксперт Международного института стратегических исследований Джоанна Кидд. Иллюстрацией этого является то, что десять лет назад Россия имела 114 атомных лодок, нынче их осталось только 28, причем только 10 из них, а теперь минус «Курск», могут выходить в море. Всему этому объяснение простое — нехватка средств. Поэтому, по-видимому, лучше возродить экономику, а потом демонстрировать свои мышцы. Николай СИРУК, «День»
СПРАВКА «Дня»
Атомная подлодка «Курск» проекта 949А (по натовской классификации — «Оскар-2») построена на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1994 году, вступила в боевой состав Северного флота в 1995 году и является одним из наиболее современных кораблей российского флота. При этом она — единственная подлодка, построенная в России после распада СССР. Субмарина имеет водовместимость 23 860 тонн, максимальную подводную скорость 32 узла (около 60 км в час), глубину погружения 500 метров, экипаж 107 человек, в том числе — 52 офицера, ее автономность 120 суток. Вооружена 24 сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», предназначенными для уничтожения авианосцев и больших боевых кораблей противника на расстоянии 500 метров. Кроме этого, она имеет на вооружении 24 единицы противолодочных ракет и универсальных торпед с дальностью стрельбы до 50-80 километров. По своим размерам и водовместимости лодки проекта 949А уступают только стратегическим подводным крейсерам класса «Тайфун». Предыдущие аварии советского и российского подводного флота: в
1961 году 8 моряков погибли от утечки радиации на первой атомной лодке; в
1968 -м субмарина затонула в Тихом океане; в
1977 -м атомная субмарина случайно запустила ядерную ракету; в
1986 -м атомная субмарина с ядерными ракетами затонула вблизи Бермудских островов; в
1989 году неподалеку от Норвегии затонула субмарина «Комсомолец» с 42 членами экипажа; в
1992 -м пять человек погибли от взрыва во время ремонта атомной лодки на Кольском полуострове.