Свои мнения об «осенней» судьбе политреформы и следующего парламентского сезона корреспонденты «Дня» предложили высказать также представителям других фракций Верховной Рады Украины.
Игорь ШКИРЯ, фракция «Регионы Украины»:
— Я уверен в том, что политреформа пройдет, — 300 голосов будет набрано. По мере того, как будет разворачиваться избирательная кампания, и всем будет понятно, что единый кандидат от демократических центристских сил Виктор Янукович станет президентом Украины, многие нынешние противники политреформы придут к мнению о необходимости поддержать изменения в Конституцию. В любом виде — пусть даже в том смешном, который предложил спикер Владимир Литвин: встать да на камеру объявить свою позицию.
Что касается поддержанного в первом чтении законопроекта №4180, то претензий к нему хватает и у нас. Однако чем больше мы оттягиваем с принятием политреформы, тем больше претензий к ней возникает. Но если мы будем только критиковать и выдвигать претензии, мы не продвинемся в политреформе ни на шаг. Я категорически против императивного мандата. Но упереться в какую-то одну проблему и не принять из-за этого глобальное решение — это, по моему, было бы сегодня политически неправильно.
Анатолий МАТВИЕНКО, фракция БЮТ:
— Истинные мотивы тех, кто пытается протолкнуть изменения в Конституцию, — стремление сохранить свои полномочия. Сделать это они пытаются при непосредственной помощи коммунистов и социалистов. Однако у меня есть глубокие сомнения относительно того, пройдет ли эта реформа. Премьеру Виктору Януковичу не нужна кукольная должность президента, он будет бороться за серьезные полномочия. Ощутив интуитивно реальность победы — а подобное эйфорическое ощущение посещает почти что всех кандидатов, — он начнет «валить» реформу. С другой стороны, в парламенте появились слухи, что тем депутатам, которые поддержат осенью законопроект №4180, обещают по миллиону долларов. Если такие ставки — реальность, реформу могут «протащить»...
Валерий АСАДЧЕВ, фракция «Наша Украина»:
— Осенью силы большинства вместе с коммунистами и социалистами будут искать способ наскрести 300 голосов, при этом самое главное для них — заручиться поддержкой «Нашей Украины». Если наша фракция, а также БЮТ, устоят, можно считать, что, вне зависимости от того, сколько будет собрано голосов, политреформа провалилась. В принципе, мы не против политреформы, мы ее поддерживаем, однако в том варианте, который наработан в нашем законопроекте. Сущность наших предложений заключается как раз в сокращении полномочий президента. И за первый этап сокращения этих полномочий мы уже проголосовали — поддержав закон о выборах в парламент на пропорциональной основе, резко сокращающий возможности для применения админресурса на выборах. Кроме того, мы предлагаем ликвидировать государственные администрации как органы исполнительной власти на местах, оставив за госадминистрациями исключительно контролирующие функции. Это — явное сокращение полномочий и возможностей главы государства. Также мы категорически против предоставления права народным депутатам занимать министерские должности — подобное новшество приведет к выстраиванию властной вертикали, еще более мощной, чем нынешняя президентская, оно противоречит основоположному принципу демократии о разделении властей. Все эти предложения мы еще полтора года назад передали Александру Морозу, который пообещал включить их в законопроект № 3207. Однако это сделано не было. Мороз фактически подогнал законопроект №3207 под законопроект №4180.
Игорь ШУРМА, фракция СДПУ(О):
— Если формат парламентско-правительственной коалиции у нас стабилен, значит, имеющиеся договоренности относительно политреформы должны быть выполнены. Именно в этом формате премьер Виктор Янукович дал слово делать все, чтобы политическая реформа была реализована. Вопрос политреформы станет одним из важнейших вопросов для самого Януковича, чтобы доказать последовательность и действенность взятых им на себя обязательств. Поэтому политреформа имеет больше шансов быть принятой, чем наоборот.
Борис ОЛИЙНЫК, КПУ:
— На предыдущей сессии нам удалось выполнить практически все свои обязательства перед Советом Европы. До полного соответствия евростандартам осталось совсем немного... В ходе избирательной кампании авторитет президентского поста нивелировался окончательно: похоже, каждый второй уверен, что достоин баллотироваться и возглавить страну. А в Раде потенциальных «отцов нации» и того больше, осенью они себя сполна проявят, вот посмотрите.
Леонид КРАВЧУК, фракция СДПУ(О):
— Пока не определится фаворит президентской гонки, а случится это не раньше сентября, прогнозировать работу парламента бессмысленно. Однозначно можно сказать только, что переформатирования парламентского большинства не будет ни до, ни после выборов...
Александр ЗАДОРОЖНИЙ, представитель Президента в ВР:
— Основная задача — внесение изменений в Конституцию, и пока мы ее не реализуем, все остальное следует отложить. Принятие законов — прямая функция любого парламента, а политреформы не каждый день проводятся.
Ныне в повестку дня каждого пленарного заседания вносится такое количество законопроектов, что просто физически невозможно все это переосмыслить и должным образом отработать. Большинство присутствующих вообще не понимают, что происходит, и в этом главная трагедия Рады. Я буду счастлив, если доживу до момента, когда на повестку будет выноситься максимум пять законопроектов. Прогноз на осень негативный: будем не работать, а митинговать. К этому все уже готовятся, в том числе и СМИ.
Николай КАТЕРИНЧУК, «Наша Украина»:
— В обеспечении демократичности и прозрачности выборов очень многое зависит от действующего Президента, как гаранта Конституции. Если ему удастся сохранить стабильность в стране, то и парламент будет работать нормально, а если случатся какие-то эксцессы, провокации, то «выяснять отношения» станут, прежде всего, в Раде. В таком случае на трибуну будут приглашаться силовики, прочие причастные, и затянется это не на день и не на два. К сожалению, подобный сценарий весьма вероятен.
Николай ОНИЩУК, фракция НДП-ПППУ:
— Нам удалось то, над чем бились депутаты не только на прошлых сессиях, но и в прошлых созывах, — осуществить реформу избирательного законодательства. Приняты новые законы о выборах президента, народных депутатов, депутатов местных советов, закон о ЦИК и госреестре избирателей. То есть политическая реформа, хоть и не в полном объеме, но все же проведена. Кроме того, заложили базу судебно-процессуальной реформы, к которой обязательно вернемся осенью. Важным звеном было принятие закона о третейских судах, де-факто учредившему в обществе новый институт, благодаря которому граждане, экономя время и деньги, могут решать свои проблемы без обращений в государственные инстанции. Неоконченная налоговая реформа — также еще один долг ВР, перенесенный на осень. Очевидно, этот вопрос встанет в один ряд с изменением Конституции и принятием госбюджета.