Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Двадцать пятый кадр» пиратства

Борьба за цивилизованный аудио- и видео рынок может уничтожить отечественного производителя
10 июня, 2000 - 00:00


  Оживленная торговля компакт-дисками на улицах и рынках
наших городов имеет непосредственную связь с международным скандалом, который
разгорается вокруг Украины. Компакты с гордой надписью «Made in Ukraine»
начали составлять более чем серьезную конкуренцию западным звукозаписывающим
фирмам.

В списке Международной федерации фонограммной индустрии
(IFPI) более 20 стран, в которых продажа нелегальных «компактов» превысила
продажу лицензионных. Финансовые потери всемирных производителей от аудио-,
видеопиратства, по американским оценкам, достигли 200 миллионов долларов.
С приездом президента Соединенных Штатов эта проблема получила политическое
звучание. Защита интеллектуальной собственности стояла в программе визита
Клинтона рядом с Чернобыльской атомной.

Обвинения, которые сейчас щедро сыплются на Украину, выставляют
наше государство центром европейского пиратства. В частности, речь идет
о 5 украинских предприятиях, которые, по утверждению IFPI, на каждый лицензионный
компакт выпускают 10 «левых».

Олег Пурик — директор завода «Машел», одного из названных
в перечне IFPI предприятий — утверждает, что это искусственно созданная
проблема. Она не имеет юридических оснований. Поэтому ей и хотят дать политический
статус.

Украинское законодательство, как, кстати, и международное,
не возлагает на тиражатора обязанностей по контролю над авторским правом.
Более того, в пиратских преступлениях Украины не слышно ни одного конкретного
примера. Если есть вор — где- то должен быть и пострадавший.

Исследования экспертов, в частности канала «1+1», действительно
показало странную пассивность владельцев авторских прав — не было инициировано
ни одного судебного процесса против их нарушителей.

Все знают, что региональные телекомпании демонстрируют
пиратские фильмы иногда прямо из уличных лотков. Все слышат в радиоэфире
ворованную музыку. Достаточно было бы двух-трех судебных процессов с огромными
штрафами, и на подобный риск больше бы никто не осмелился. Примером является
попытка компании Buena Vista International с помощью украинской юрфирмы
привлечь к гражданско-правовой ответственности несколько региональных телеканалов
за незаконный показ фильмов Walt Disney. До суда дело не дошло — телекомпании
удовлетворили имущественные претензии правовладельца, не доводя их до судебного
рассмотрения.

Этот пример можно назвать уникальным — обворованные компании
не присутствуют в Украине, даже в виде делегирования своих прав местным
фирмам. Зачем тратить средства на правовую защиту, если легче назвать всю
страну пиратами, все запретить и праздновать правовую победу?

Уже упомянутый завод «Машел» работает в Украине более 5
лет. По словам владельца, фамилия которого более чем известна в Украине,
никаких связей с Болгарией он не имеет. А именно оттуда, по мнению IFPI,
перебазировалось в Украину европейское пиратство. На момент посещения завода
автором на нем тиражировался компакт-диск с информационным справочником
Киевской госадминистрации. Буквально накануне — песни украинских исполнителей.
Закрытие завода, и так уже затерроризированного проверками, будет означать,
что эти услуги придется заказывать за границей. Потому что завод — это
та же типография, судить которую за нарушения, сделанные «редакцией», во
всяком случае странно. Наказывать необходимо заказчика, наказывать материально
и уголовно. Но сводить антипиратскую кампанию в Украине к закрытию легальных
заводов может только очень заинтересованный экономический конкурент.

И таким конкурентом, безо всякого преувеличения, является
главный критик Украины — Международная федерация фонограммной индустрии.
Ее учредителями являются фактически 5 мультинациональных корпораций, которым
принадлежит 80% всемирного аудиорынка.

Исполнительный директор «Украинского союза пользователей
объектами авторских и смежных прав» Юрий Ховхун утверждает, что деятельность
IFPI — не что иное, как отрабатывание средств, вложенных в нее транснациональными
аудиомонстрами. Именно поэтому более трех тысяч других звукозаписываючих
фирм в противовес ей объединились в свой международный союз FIPI. Более
того, не будь создана FIPI, которой, кстати, принадлежит 80% авторских
прав, то такой музыки, как «фламенко», наверное, уже бы и не существовало.
Потому что транснациональными корпорациями признаются только звезды первой
величины.

IFPI и в самом деле можно заподозрить в подмене понятий
— «борьба с конкурентами» вместо «борьбы с нарушителями авторских прав».
В одном из ее проектов, который по неофициальным каналам распространился
среди украинских аудиопроизводителей, речь идет о лицензировании даже изготовления
оптических носителей без всякой записи. А здесь уже ни о какой интеллектуальной
собственности нет речи. По мнению украинских производителей — это реализация
«гонконгского варианта» уничтожения целой отрасли промышленности.

Олег Пурик говорит, что постоянное муссирование темы борьбы
с пиратством, без разделения на виновных и невиновных, уже вынудило владельцев
компании подготовить в России плацдарм для перевозки туда украинских производственных
мощностей. Между прочим, самых современных в технологическом плане и выгодных
в экономическом. Каждый работающий на заводе приносит украинскому бюджету
10 тысяч гривен в год. Сегодня. Потому что завтра может приносить российскому.

Говорить, что Украина совсем игнорирует конрафактную продукцию,
было бы неправдой. Ратифицированы Женевская и Бернская конвенции, закон
об авторских и смежных правах. Создана достаточная правовая база для защиты
интеллектуальной собственности, и Украина соглашается на дальнейше е ее
совершенствование. Но говорить, что эта собственность защищена — также
преувеличение. Уличные лотки переполнены. Телерадиоэфир не брезгует ворованным.
Компьютеры набиты «ломанными» программами. И тут не помогут милицейские
рейды. Хоть последние отчеты силовых структур говорят о разоблачении 29
подпольных цехов, конфискации продукции на 3 млн. грн., 88 уголовных делах
за последний год.

Пока частные интересы будут защищать только государственные
структуры, результат будет минимальным. А вот внимание к Украине со стороны
владельцев авторских прав, например, открытие представительства Американской
киноассоциации (МРАА), которую готовы поддержать крупнейшие национальные
частные каналы, принесет реальные и быстрые успехи.

Наказать преступника намного легче, чем предупредить преступление.
Но это невозможно сделать, если преступники — все. Нужен комплекс мер правового,
социального и экономического характера, разработанный конкретно для Украины.
Необходима конкретная работа на украинском рынке аудио-видеопродукции.
Страх пред нарушением закона необходимо подкрепить желанием и возможностью
его выполнять.

КСТАТИ

Точку зрения IFPI корреспонденту «Дня» Николаю СИРУКУ изложил
Стефан КРАВЧИК , региональный директор Федерации в странах Центральной
и Восточной Европы:

— По нашим оценкам, украинский рынок может потребить 5—10
миллионов лицензионных компакт-дисков. Тем временем в Украине 5 известных
IFPI заводов выпускает более 70 миллионов компакт-дисков пиратского происхождения.
Поэтому фактически лицензионную продукцию может выпускать один завод.

Правда, в последнее время начали наводить порядок в видео-звукозаписывающей
сфере. Это произошло после того, как украинское правительство осознало,
что видеопиратство отрицательно влияет на имидж страны. Я доволен деятельностью
правительства. Пиратская продукция здесь потихоньку исчезает с улиц. Власти
начали расследование деятельности названных заводов, которые будут закрыты.
Впрочем, они будут иметь возможность работать, если получат лицензию на
выпуск продукции от авторов.

Наша организация, основанная в 1933 году, состоит из 144
участников, которые представляют 70 стран мира и охватывают 80 процентов
звукозаписывающих фирм. Она не собирается подавлять украинского производителя,
а хочет, чтобы этот рынок в стране функционировал в границах закона.

Роберт ОПАЛЕНИК, «1+1» специально для «Дня» 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ