Министр финансов Игорь Митюков, выступая в ВР, по традиции критиковал Верховную Раду одновременно как и за принятие законов (по его мнению, не способствующих стабилизации налоговой системы и увеличению поступлений в бюджеты), так и за непринятие оных (подразумевая около 50 законопроектов о внесении изменений в налоговое законодательство, направленных правительством в парламент).
Оперируя цифрами и отдельными видами налогов, министр так и не обнародовал принципиальный подход правительства в налоговой политике: как строить налоговую систему, как должны работать министерство финансов и налоговая служба.
По просьбе корреспондента «Дня» выступление министра финансов прокомментировал народный депутат Александр Лавринович: «Депутаты услышали вновь стенания по поводу того, что не приняты новые законодательные акты, которые вводят новые виды платежей и налогов. При том, что мы и так можем претендовать на книгу рекордов Гиннесса по количеству налогов и платежей в Украине. Правительство сделало упор на администрирование во всех сферах экономики, что приводит к увеличению непродуктивных административных затрат всех хозяйствующих субъектов. Это безумие. При нормал ьной налоговой политике предприниматель должен выплачивать 3-4 обязательных платежа. У нас их существует 40-50 и необходимо специально держать огромный штат бухгалтеров только для того, чтобы разобраться во всех этих платежах и порядке их выплат. Хотя это — побочный эффект непродуманной налоговой политики, но и он не позволяет эффективно работать. Я уже не говорю о самом механизме расчета, начисления и взимания налогов. Правительство вместо того, чтобы осуществлять функцию аккумулирования бюджетных средств и их перераспределения так, как это необходимо для социальных процессов, на каждую проблему создает новый вид налогов. Нужно строить дороги — создают дорожный фонд, нужно развивать виноградарство — отдельный сбор на виноградарство и т.д. и т.п.».
Пикантности при обсуждении налоговой деятельности правительства в ВР, безусловно, добавило то, что накануне Кабинет Министров Украины одобрил проект указа Президента о поэтапном повышении с 1 июля 1999 года размера денежного обеспечения сотрудникам милиции.
Первый заместитель министра финансов Петр Германчук сообщил, что для выполнения этого указа необходимо дополнительно изыскать в госбюджете 235 млн. гривен в год или 19 млн. грн. в месяц.
При этом в памяти еще свежо вето Президента на законопроект ВР об оказании одноразовой помощи ветеранам Великой Отечественной ко Дню Победы. Президент мотивировал свой отказ подписать закон именно недостатком средств в бюджете. По мнению депутата С.Терехина: «Это пример двойной экономической морали. Можно привести массу примеров, когда исполнительная власть лукавит. Сегодня мы в ВР спрашивали у правительства: куда делись деньги, собранные у предприятий 10-процентным налогом на амортотчисления? Залу была сказана полуправда: в промышленность и сельское хозяйство. Полуправда, потому что часть этих денег пошла на подготовку саммита Леонида Кучмы во Львове: на покупку люстр и ковров. А цена введения 10-процентного налога на амортотчисления следующая: 54% предприятий- плательщиков этих налогов стали убыточными. Вот как используются деньги налогоплательщиков и чего это стоит экономике. Пять лет уже у нас эта двойная экономическая мораль, будем надеяться, что осенью что-то исправится».
Александр Лавринович прокомментировал коллизию с повышением зарплат работникам милиции следующим образом: «Это не коллизия. Это очень трезвый и примитивный расчет: за эти гривни можно будет купить лояльность правоохранительных структур, которые должны будут выполнять задание во время выборов Президента».
P.S.: Вчера ВР приняла за основу постановление, которым признала работу правительства в сфере налоговой политики и налоговой реформы не соответствующей интересам экономического развития Украины и требующим существенного усовершенствования. Окончательно парламент проголосует за проект постановления сегодня с учетом поступивших предложений и дополнений.
Продолжение темы на странице "День Украины".