Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двусмысленный реверс

Нефть и евроатлантический шанс Украины
3 апреля, 2003 - 00:00

Коммерчески успешный Евроазиатский нефтетранспортный коридор поможет Украине достичь большей энергетической независимости, увеличить поступления в бюджет и усилить имидж страны как надежного транзитера транспортировки каспийской нефти на европейские рынки и дальше. Коммерциализация нефтепровода «Одесса—Броды» станет сигналом для западных инвесторов о том, что Украина улучшает свой инвестиционный климат, открывая двери для больших объемов прямых иностранных инвестиций. Для того, чтобы использовать эту возможность, правительство и Верховная Рада должны принять прозрачные и логичные коммерчески обоснованные решения по проекту «Одесса—Броды» уже этой весной и воплотить их летом этого года, иначе возможность будет упущена.

Почему мы — иностранцы — пишем эту статью? Ответ прост. Мы хотим, чтобы Украина успешно интегрировалась в евроатлантическое сообщество и европейские рынки. Успешно воплощенный проект «Одесса—Броды» станет весомым фактором реального утверждения экономических интересов Украины. Без сомнения, американские и европейские производители и переработчики нефти тоже имели бы выгоду.

ПРОЕКТ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫГОДНЫМ КАК ДЛЯ УКРАИНЫ, ТАК И ДЛЯ РОССИИ

В Европе существует достаточный спрос на сырую нефть Каспия и российскую нефть марки «Юралз». Нефтеперерабатывающие заводы Южной Германии, Чехии и Австрии, в некоторых случаях при значительных американских инвестициях, импортируют каспийскую сырую нефть через Черное море, используя обходной морской путь до Триеста. Нефтеперерабатывающие заводы Германии и Австрии тем же путем импортируют также и нефть «Юралз». Авария танкера у берегов Испании привлекла внимание к опасности использования протяженных танкерных маршрутов. В ответ на аварию на рынке возросла цена страховки, что сделало маршрут «Одесса—Броды», пролегающий по суше, более привлекательным. Легкая каспийская нефть с низким содержанием серы не конкурирует с более тяжелой высокосерной экспортной нефтесмесью «Юралз», а вытесняет похожую на каспийскую марку, добываемую в Африке и на Ближнем Востоке.

Возможность выигрыша как для российских, так и для каспийских производителей нефти очевидна, так как они получают более прямой доступ к рынкам Западной Европы. Украина, для того чтобы выиграть, должна провести переговоры по международным соглашениям, обеспечивающим предоставление мощностей для транспортировки трубопроводами на основе надежных финансовых обязательств, и обеспечить проведение перерасчетов экономических параметров в зависимости от разных показателей качества сырой нефти. Украина может заключить соглашение, выгодное для себя, остальных стран Европы, а также каспийских (включая американские и европейские компании) и российских производителей нефти. Если Украина успешно воплотит этот план, продление «Одесса—Броды» до Плоцка будет не за горами.

Ради достижения успеха Украина должна защитить свой доступ к трубопроводам для транзита нефти. Соглашения по проекту «Дружба—Адрия» и проект долгосрочного соглашения о транзите нефти с Россией должны предусмотреть возможность транспортировки нероссийской нефти по системе трубопроводов Украины — если это выгодно для Украины. Заключив несовершенные соглашения, Украина отдала свое право контроля над тем, какая нефть поступает в нефтепроводы на ее территории. Если Украина хочет продвигать свои интересы, эти соглашения необходимо скорректировать.

ТРАНСПОРТНЫЙ ПУТЬ В ОБХОД БОСФОРА НЕОБХОДИМ УЖЕ СЕЙЧАС

Западные нефтедобывающие компании на территории бывшего Советского Союза и европейские нефтепереработчики проявляют интерес к использованию нефтепровода «Одесса—Броды». Растут объемы поставок сырой нефти к Черному морю из России и Каспийского региона, усиливая озабоченность аспектами экологичности и безопасности перевалки нефти через турецкие проливы. Для уменьшения загрузки турецких каналов необходим действующий путь в обход Босфора. Если Украина будет действовать сейчас, нефтепроводы «Одесса—Броды» и «Дружба» смогут восполнить этот пробел.

Украина встретит жесткую конкуренцию со стороны других заявленных проектов нефтепроводов в обход турецких проливов. Один из этих проектов быстро заполнит нишу на международном рынке, если Украина не будет действовать оперативно, чтобы воспользоваться преимуществами того факта, что «Одесса—Броды» является первым существующим транспортным вариантом.

К сожалению, внимание от необходимости осуществления быстрых действий для обеспечения коммерческого успеха «Одесса—Броды» в средне- и долгосрочной перспективе отвлекают временные краткосрочные варианты. Реверсирование нефтепровода в направлении Броды—Одесса станет отказом от стратегической возможности, приведет к еще большему поступлению нефти к Черному морю, усиливая, таким образом, необходимость альтернативного обхода Босфора, и ликвидирует преимущество «Одесса—Броды» как первого обходного маршрута в регионе.

Как только другой обходной путь будет построен, «Одесса—Броды» утратит свою значимость. Более того, когда система нефтепроводов «Дружба—Адрия» станет функционировать в полную силу, нефтепровод «Броды—Одесса» будет вечно пустовать. Стратегическая возможность Украины стать страной-транзитером нефти мирового класса будет упущена.

Будет настоящей трагедией, если проект, в который украинский народ инвестировал сотни миллионов долларов, приведет к усилению энергетической незащищенности Украины. Чтобы это предотвратить, Украина должна использовать преимущества существующей сегодня возможности предоставить европейским потребителям и центральноазиатским производителям экономичный, диверсифицированный и экологически безопасный путь перевалки, одновременно укрепляя свою репутацию и открывая новые инвестиционные возможности. У Украины есть шанс смело двигаться навстречу интеграции в мировую экономику.

Карлос ПАСКУАЛЬ, Посол Соединенных Штатов Америки в Украине, Дитмар ШТЮДЕМАНН, Посол Германии в Украине, Марек ЗЮЛКОВСКИ, Посол Польши в Украине
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ