Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Едет ревизор...

На 10% территории страны — свободные экономические зоны
13 февраля, 2003 - 00:00

Как сообщил Ишков, в специальных экономических зонах области работает около 150 инвестиционных проектов, а 31 по решению администрации ликвидирован в связи с теми или иными нарушениями. «Этот вопрос у нас постоянно контролируется», — утверждает Ишков и рассказывает о механизмах. Этим, по его словам, в обладминистрации занимается аналитический отдел и отдел по сопровождению инвестиционных проектов управления по вопросам развития территорий.

Итак, чрезвычайно жесткая критика свободных экономических зон, прозвучавшая на прошлой неделе из уст Президента страны, дошла до адресатов. Более того, не трудно предположить, что кое-кто даже лишился сна. Не секрет, что каждая такая зона находится еще и под политическим прикрытием тех или иных сил, в свою очередь черпающих оттуда ресурсы для своей деятельности. Но прежде всего, конечно, забеспокоились те, кто использует предоставленные законодательством льготы только для ухода от налогов, а не привлечения инвестиций. Клубы и клубки интересов тут же отреагировали на всплеск президентских эмоций. Это видно по скупым, но многозначительным данным, просочившимся из состоявшегося в минувшую пятницу совещания у руководителей государства.

Приглашенным на него «заинтересованным лицам» не пришлось напоминать, что накануне на коллегии Гостаможенной службы Л.Кучма, в частности, назвал СЭЗ в Донецкой области «свободной полукриминальной зоной». «Зона, согласен, свободная — тоже, однако никак не экономическая», — сказал Президент и уточнил, что это касается не только Донецкой области. Выступая перед таможенниками, Президент призвал их жестче защищать внутренний рынок, и уделил особое внимание возможным убыткам государства, возникающим из-за необоснованных льгот при импорте товаров в Украину. «Некоторые из этих льгот разрушают конкурентную среду внутреннего рынка, вытесняют из нее украинские предприятия и импортеров, которые работают по общим правилам и не могут конкурировать со льготниками», — подчеркнул Президент.

Леонид Кучма также отметил, что уже не первый год высоколиквидную продукцию импортируют на льготных условиях совместные предприятия (против этих так называемых бизонов в свое время боролся СНБО. — Авт. ). По словам Л.Кучмы, только в прошлом году потери бюджета в результате деятельности этих структур приблизились к 400 миллионов гривен. «И это продолжается, — подчеркнул Президент, — несмотря на принятые законы и разъяснения Конституционного суда». Президент также подверг критике силовиков — таможенные, правоохранительные органы и Службу безопасности — за недостаточный контроль деятельности таких зон. «Глаза закрыли. Что, кормитесь отсюда?», — спросил Президент. Надо признать, что «зона кормления» получается довольно обширная. В Украине существует 11 свободных экономических зон (СЭЗ) и 66 территорий приоритетного развития (ТПР), которые покрывают около 10% всей территории страны. Дальнейшее их «расползание» чревато большими потерями для наполняемого с таким трудом государственного бюджета. Поэтому еще в августе 2002 года правительство Кинаха ввело мораторий (до 1 января 2005 года) на рассмотрение предложений о создании новых СЭЗ и ТПР.

Правительство Виктора Януковича ужесточило контроль за ввозом в СЭЗ продовольственных товаров, в частности, мяса и молокопродуктов, руководствуясь тем, что Верховная Рада отменила льготный режим импорта продовольствия, однако некоторые поставщики продолжали работать по выгодной им схеме налогообложения. Еще бы. По данным правительства, из-за этого в 2002 году бюджет недополучил более 300 млн. гривен.

Впрочем, к вопросу работы СЭЗ никто не собирается подходить огульно. Вряд ли и Президент станет рубить с плеча. Подписывая ранее законы и указы о СЭЗ, он опирался на серьезные исследования и международный опыт. О некоторых положительных итогах работы СЭЗ сообщалось и в украинской прессе. За время после принятия в Украине первых законодательных актов о создании СЭЗ и ТПР (по данным на конец 2001 года) привлечено инвестиций на общую сумму $678 млн. Темпы их прироста за 1999—2001 годы в среднем составляли 27,8%. Кроме того, возможно, потери бюджета от сокращения одних поступлений уже перекрываются или в скором времени начнут перекрываться доходами по другим статьям?

В этом плане характерно мнение премьер-министра Крыма Сергея Куницына, который считает, что функционирующие на территории полуострова территории приоритетного развития и специальные экономические зоны не нужно ассоциировать с резкой критикой Президента в адрес СЭЗ в некоторых регионах страны. С.Куницын, являющийся председателем Ассоциации территорий приоритетного развития и специальных экономических зон Украины, встречался с главой государства (очевидно, на упомянутом выше совещании) после его выступления относительно СЭЗ и высказал свою точку зрения. По словам Куницына, Крым является первопроходцем в области создания СЭЗ и в отличие от других регионов Украины в существующей на полуострове специальной экономической зоне «Порт Крым» и нескольких территориях приоритетного развития реализуется производственная экспортно ориентированная экономическая модель, которая в большинстве случаев приносит свои положительные результаты. Как утверждает крымский премьер, его точка зрения нашла понимание у главы государства. Можно предположить, что и другие руководители регионов, кровно заинтересованные в том, чтобы СЭЗы в их областях продолжали существовать, утверждали нечто подобное.

Не случайно на состоявшемся в пятницу совещании поднял вопрос о создании специальной комиссии парламента и Кабмина по изучению этой проблемы и донецкий губернатор Анатолий Близнюк. Его заместитель В.Ишков изложил «Дню» свою личную точку зрения по этому вопросу. Он считает, что коль скоро, в свое время, был принят закон, который рассчитан на привлечение инвестиций и должен действовать 60 лет (по ТПР — 25), то каждый день менять законы было бы неправильно. В нашей области, сказал замгубернатора, есть два предприятия — шахта Красноармейская Западная и Краснолиманская, где уже заканчивается реализация инвестиционных проектов. Здесь построены новые лавы, созданы дополнительные рабочие места. А то, что бюджет потерял при ввозе оборудования, уже перекрыто прибылью этих предприятий. Тем более, что в этом году названные шахты выходят из льготного режима и полностью вернутся в налоговое поле Украины. Но зато теперь они имеют перспективу работы на долгие годы, утверждает Ишков и спрашивает: «Так потеряли мы или нашли?». Он также привел пример мясоперерабатывающего предприятия в СЭЗ, где за инвестиционные средства создана линия по обработке птицы, которая не может использовать никакое другое сырье. А в пределах не только Донбасса, но и Украины, по словам Ишкова, нет такого количества птицы, которое бы соответствовало ее мощности. «Сегодня там побывает министр аграрной политики Сергей Рыжук, — сказал защитник идеи СЭЗ, — и убедится, что будет неправильно, если мы просто прекратим работу над этим проектом. Ведь в противном случае к нам начнут завозить из-за рубежа аналогичную готовую продукцию, на которую ввозная пошлина «очень маленькая». А ведь это мы уже проходили...»

И все же довольно резкую позицию в отношении СЭЗ, занятую Президентом, мало кто отважится назвать неактуальной. Особенно в связи с плачевным состоянием украинского бюджета. И местные руководители, прилагающие все усилия для того, чтобы отстоять свои «зоны», на самом деле хорошо осознают уровень их влияния на бюджетную ситуацию. Зачастую остро развитое чутье подсказывает им, что в этом вопросе необходимо «работать на опережение». Так, в Харькове еще в начале декабря обсуждалась необходимость усилить влияние и роль местных властей в регулировании специального режима инвестиционной деятельности (СРИД), действующего на территории города. Комментируя высказывания о необходимости сворачивания действующих на отдельных территориях льгот, начальник городского управления по вопросам предпринимательства и инвестиций Сергей Кадыгроб выразил уверенность, что «Харькову удастся отстоять свои позиции». Это он мотивировал тем, что в городе налажена эффективная система контроля показателей предприятий, работающих в условиях спецрежима, а также намерениями расширить и углубить этот контроль, в частности, перевести на областной уровень право определять приоритетные виды деятельности, которые могут быть реализованы в льготных условиях, что сегодня является прерогативой правительства.

Между тем специалисты считают, что свободные экономические зоны в Украине будут работать эффективно при условии их высокой специализации. Главный экономист Международного центра перспективных исследований Татьяна Сытник отмечает, что в настоящее время украинские СЭЗ не являются высокоспециализированными, тогда как предприятия, находящиеся в таких зонах, получают конкурентные преимущества по сравнению с предприятиями, находящимися вне зоны. «Мы считаем целесообразным пересмотреть условия функционирования этих зон и ввести ограничения проектов в них», — заявила Т.Сытник. По ее словам, в Украине есть только три СЭЗ, которые работают «более-менее эффективно и в которые привлечены достаточно большие объемы инвестиций, — «Яворив», «Курортополис Трускавец» (обе — Львовская обл.) и «Славутич» (Киевская обл.).

Накануне рассмотрения бюджета был намерен инициировать рассмотрение закона, предусматривающего уменьшение льгот для СЭЗ, и парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. Однако соответствующего законопроекта в комитете, как сказал «Дню» заместитель председателя Виктор Капустин, до сего времени нет. Сам же народный депутат считает, что все СЭЗы нужно ликвидировать.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ