Вчера в Украинском доме в Киеве лидеры шести партий — СДПУ(О), Партии Регионов, Аграрной партии, НДП, Партии промышленников и предпринимателей и «Трудовой Украины» — и трех парламентских депутатских групп — «Демократические инициативы», «Народный выбор» и «Народовластие» — подписали соглашение о создании коалиции. Стороны обязались, в частности, довести до завершения процесс принятия в Верховной Раде изменений в Конституцию, обеспечить победу единого кандидата от коалиции на грядущих президентских выборах, «углубить и расширить» сотрудничество с коалиционным правительством. Накануне сплотиться для победы на президентских выборах создающуюся «широкую коалицию государственническо-патриотических сил» призвал премьер-министр Украины Виктор Янукович. В интервью журналистам в Корсунь-Шевченковском, где премьер принимал участие в торжествах по поводу 60-летия Корсунь-Шевченковской битвы, В.Янукович также заметил, что определится со своим участием в выборах-2004 после того, как такое решение официально примут его партнеры в правительстве и Верховной Раде. Похоже, интриговать избирателя обещаниями в конце концов назвать имя своего единого кандидата парламентско- правительственная коалиция намерена еще долго.
На фоне бурных объединительных процессов в лагере большинства в стане оппозиции наблюдаются тенденции диаметрально противоположные. В концентрированном виде этот факт озвучил на днях первый заместитель председателя Верховной Рады Адам Мартынюк. Впрочем, во время традиционного для руководства ВР понедельничного общения с журналистами Адам Иванович выступил, скорее, не как первый вице-спикер, а как один из лидеров КПУ — столько внимания он уделил позиции своей партии и фракции в предвыборных раскладах. По прогнозам А.Мартынюка, в президентской избирательной кампании примут участие все лидеры оппозиции, — выдвинуть единого кандидата от оппозиционной «четверки» не представляется возможным. Да, собственно, и «четверки»-то никакой, по мнению Адама Мартынюка, на сегодняшний день не существует. Второй секретарь ЦК КПУ напомнил журналистам, что под совместными соглашениями о проведении акции протеста «Восстань, Украина!» стояли подписи только трех лидеров оппозиции — Петра Симоненко, Александра Мороза и Юлии Тимошенко, подписи Виктора Ющенко там не было. Зато, мол, все четверо некогда подписались под соглашением о проведении политреформы, положения которого практически полностью совпадают с положениями законопроекта № 4105, предварительно одобренного парламентским большинством... Адам Мартынюк также подчеркнул, что коммунисты никогда не обещали участвовать в выдвижении единого кандидата от «четверки». Надо полагать, из-за «Нашей Украины», с которой у КПУ «совершенно разные платформы и идеологические программы». К тому же коммунисты, дескать, были, есть и будут настоящей оппозицией — в отличие от «НУ» и БЮТ, чья оппозиционность заканчивается, по выражению А.Мартынюка, на том, что они «хотят занять место действующей власти». Если во второй тур выборов выйдет представитель «Нашей Украины», подытожил первый вице-спикер, коммунисты его не поддержат...
Судя по отсутствию реакции на обличительные пассажи Адама Мартынюка трех других экс- партнеров по оппозиционной коалиции, возразить им, в принципе, нечего. Или некогда: Виктор Ющенко пробует себя в качестве «автора» польской «Газеты выборчей» где он недавно опубликовал остро критическую статью о планах украинской власти; Юлия Тимошенко готовится свидетельствовать в начавшемся в Калифорнии суде по делу своего бывшего соратника Павла Лазаренко; Александр Мороз в программе «Эпицентр» на «1+1» сокрушается по поводу того, что, «если реформа не будет идти», он, «наверное», будет «вынужден» баллотироваться в президенты... Помнится, пару месяцев назад, в очередной раз обвинив власть в нежелании проводить политическую реформу, социалисты призвали лидеров оппозиции объединить усилия, координируя свои действия, как говорилось в подписанном лидером СПУ заявлении политисполкома и фракции Соцпартии, «теперь и в период президентской кампании». Правда, расшифровка того «маневра» социалистов не заставила себя долго ждать: фактически на следующий день стало известно, что второе лицо в СПУ Иосиф Винский обратился к лидерам «четверки» (в том числе и к самому Александру Морозу!) с письмом, в котором предложил выдвинуть А.Мороза единым кандидатом от оппозиции на выборах-2004. В одном из интервью И.Винский тогда сказал, что не преследовал цели кого-то обидеть или расколоть оппозицию: просто, дескать, «четко и прагматично, как политтехнолог, расписал, как нужно действовать, чтобы выиграть президентскую гонку 2004 года еще в первом туре».
А что, если «Наша Украина», к примеру, не согласится на такой вариант? «Ну что ж, если не согласится, история даст оценку этому несогласию», — торжественно провозгласил г-н Винский. («Наша Украина», по-видимому, обиделась, но отплатила социалистам совсем недавно: Виктор Ющенко весьма эмоционально отреагировал на то, что фракция СПУ присоединилась к большинству и коммунистам в момент голосования — на состоявшейся 3 февраля внеочередной сессии Верховной Рады — по изменениям в законопроект о политической реформе, набравшим в результате 304 депутатских голоса. Какой-то «аттракцион невиданного постоянства позиции» прямо!..)
Уверенность в том, что «любой лидер оппозиции, если пойдет как единый кандидат, выиграет эти выборы», выражала приблизительно в то же самое время и лидер БЮТ Юлия Тимошенко. А бютовец Александр Турчинов даже рассказывал журналистам о якобы ведущихся — «хоть и с трудностями» — переговорах на эту тему...
По-видимому, трудности все же оказались непреодолимыми. Пожалуй, ставшие уже было достоянием гласности «схемы» «размежевания полномочий» (президент — Мороз, премьер-министр — Ющенко, первый вице-премьер — Тимошенко, спикер — Симоненко; президент — Ющенко, премьер — Тимошенко, спикер — Мороз, Симоненко — лидер Компартии etc) так и останутся мечтаниями отдельных политиков.
Как бы там ни было, у каждого из лидеров теперь уже несуществующей, если верить Адаму Мартынюку, «четверки» есть, кроме амбиций, и сугубо «технологические», как отмечают эксперты, причины лично выйти на старт президентской гонки: в противном случае им будет непросто объясниться с электоратом в процессе подготовки к следующим парламентским выборам. То есть к самопожертвованию во имя «единого кандидата» никто из них не готов. Надежды на то, что кому-то кого-то удастся перехитрить, тоже уже, похоже, не осталось.
Что делать большинству? Во всяком случае, утверждать, что раздоры в оппозиционном лагере увеличивают шансы единого кандидата от большинства, пока преждевременно.