Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого — такое отныне название будет носить музей, основанный 100 лет назад митрополитом Галицким графом Андреем Шептицким. Восторжествовала наконец историческая справедливость и музей по указу Президента Украины Виктора Ющенко получил название, которое было задумано когда-то.
Основные торжества пройдут в музее сегодня, хотя юбилейные экспозиции открылись уже в понедельник вечером. По стечению обстоятельств именно вчера в Верховной Раде в день правительства шла речь о состоянии и перспективах охраны памятников культурного наследия Украины. Цифры звучали тревожные: от 50 до 70% объектов культурного наследия в отдельных регионах Украины находятся в неудовлетворительном состоянии, а каждый десятый — в аварийном и, согласно предварительным подсчетам, ориентировочная стоимость противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ составляет около 600 млн. грн.
О Львовском музее на слушаниях не вспоминали, однако среди основных проблем, с которыми сталкивается Министерство культуры и туризма, министр И. Лиховый назвал неудовлетворительное финансовое обеспечение музейного дела, а также реставрационной деятельности. По его словам, на начало 2004 года 700 тыс. музейных памятников культурного наследия нуждались в реставрации, а было отреставрировано только 12 тыс. И. Лиховый подчеркнул, что среди приоритетных направлений Министерства — правовое урегулирование деятельности музеев и укрепление материально-технической базы музеев.
Конечно, это сегодня крайне необходимо. Но еще более важно осознание — и музейщиками, и чиновниками, и меценатами — своей личной ответственности за сохранение большого культурного наследия, которое досталось нам от предков будущих поколений. Именно об этом и свидетельствует вся история Национального музея в Львове.
Преданный почитатель искусства, заботливый и щедрый меценат Андрей Шептицкий в феврале 1905 го года основал во Львове вмитрополичьих палатах при Святоюрском соборе церковный музей. И именно этому музею суждено было стать в будущем зародышем знаменитого института, призванного быть общенациональной духовной сокровищницей. А первыми кирпичиками собраний Церковного музея служили книги (рукописи и старинные книги), иконы, вышивка золотом и серебром, резьба и другие предметы церковной утвари, приобретенные лично митрополитом у василианских монастырей Ивано-Франковска, Львова, Червонограда, Лавровой, Крехова, а также древности из немалой семейной коллекции Шептицких. Позже научная фундация «Церковный музей во Львове», юридически утвержденная нотариальным актом 29 декабря 1908 года, становится «Национальным музеем» — это решение принимается на заседании Куратории музея 18 декабря 1909 года. А через год фиксируется уже название — «Национальный музей имени митрополита Андрея графа на Шептичах Шептицкого во Львове». В декабре 1913 года Национальный музей торжественным актом был передан в дар украинскому народу. «Народ мой! Тебе отдаю своего самого лучшего ребенка. Пусть растет, развивается — тебе на славу и пользу будущего», — с этими словами митрополита музей получил особый статус и встал на путь, освященный его благословением и многолетней опекой.
На протяжении первых 25 лет деятельности музея митрополит Андрей передал для его нужд 111000 долларов и обогатил фонды почти на 10000 предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства, памятников письменности и тому подобное. Среди других почтенных вкладчиков были историк Антон Петрушевич (1057 предметов), профессор Владимир Шухевич (2972 предмета), общество «Просвіта» (984 предмета).
Говоря о музее, невозможно не вспомнить еще одну исключительную личность — Иллариона Свенцицкого, который с 1905 по 1952 годы музей возглавлял, вел огромную научную и пропагандистскую работу, с успехом представлял музей в научных институтах, обществах, архивах, библиотеках Вены, Варшавы, Праги, Софии, Рима, Стокгольма, Минска, Москвы, Вильнюсса, Петербурга, налаживая тесные деловые отношения с учреждениями культуры на Востоке и Западе Украины. Благодаря неутомимому труду Свенцицкого музей вырос в значительный центр сохранения, исследования и популяризации культуры украинского народа в общеевропейском контексте.
Празднование юбилея стало знаковым не только для Львова — в город слетелись отовсюду музейщики, историки, искусствоведы. Музей подготовил к этим дням выставки: «Отзвук веков. Из сокровищницы Национального музея в Львове», «Украинское искусство ХIХ — начала ХХ вв..», «Древнеукраинское искусство конца ХV—ХVIII веков». Сегодня каждый зал музея представляет определенную историческую эпоху в Украине как широкое эстетическое явление, освещает их достижения, новации, самобытные процессы, причем по сравнению с аналогичными аспектами мирового искусства. Большой интерес вызвали и презентации альбомов «Богородиця з Дитям і похвалою», «Національному музею 100 років». Последний — дитя общее. Деньги на издание для львовян выделил донецкий бизнесмен Богдан Шевчук, печатали киевляне. Это стало еще одним свидетельством того, что Национальный музей — место, где хранятся свидетельства нашей общей культуры и это находит свое уважение, отпечаток в сознании народа.
Однако в такой большой музейный праздник невозможно, к сожалению, обойтись и без ложки дегтя. Жаль, что у государства все еще не хватает для музея средств — и для строительства музея, и для пополнения его собраний, закупки нового оборудования, хотя бы приборов увлажнения, которые так нужны для сохранения фондов. Нет нормальных компьютеров, чтобы ввести в базу данных все художественные ценности. Музейщики даже не ждут повышения зарплат, однако мечтают о новых дефензорах, которые помогут дольше сохранить для потомков старинную икону — четырехтысячное собрание иконописи, крупнейшее и самое представительное в мире. Есть потребность в агаблотах — витринах, где могли бы представить собрание древнего металла и древней ткани. В этом здании давно необходимо сделать капремонт, где могли бы достойно (такие планы есть) развернуть экспозицию, посвященную митрополиту Шептицкому и первым музейщикам. Все это говорит и о том, что (если государство не в состоянии, то все же кто-то должен это сделать!) — музею нужна поддержка меценатов, общества сторонников музея из уважаемых мужей, которые бы взяли под свою опеку музей. Во времена Шептицкого это общество существовало и делало немало. Почему-то сейчас такого общества нет... Не несли в музей художники и своих подарков — картин, которые могли бы не только обогатить собрание музея, но и дать почет художнику в глазах потомков.
К сожалению, мы еще слишком часто ждем, что кто-то другой придет, принесет, подарит, сделает праздник. К счастью, митрополит Андрей не ждал чужой благосклонности, а делал чудеса своими руками. Поэтому мы сегодня и отмечаем 100-летний юбилей музея, оценить который невозможно — он бесценный для нас.