Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Евгений ГОЛОВАХА: Над жизнью надо работать

Отечественные специалисты предлагают метод, который учит самостоятельности и ответственности
5 марта, 1996 - 19:35
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

За несколько лет политические партии приучили людей возлагать надежды именно на них. Люди послушались, а политики, которые все правильно спланировали, профинансировали и предусмотрели — достигли своего. Люди несчастны — ими манипулируют и мало кто делает из этого выводы. Хотя могли бы: трезво оценив события прошлого и правильно поставив задачу на будущее, получить желаемый результат уже ныне, переосмыслив собственную жизнь...

Метод построения и коррекции жизненного пути — каузометрия — научный, действенный и популярный на территории бывшего Союза уже 25 лет, к тому же работает со всеми, кто хочет добиться цели, стать счастливым или, по-научному, корректировать жизненный путь («День» писал об этом 29 февраля). Его авторы — доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института социологии НАНУ Евгений Головаха и доктор психологических наук, профессор Александр Кроник. Каузометрия работает со всеми — подростками-хулиганами, осужденными, теми, кто находится в жизненном кризисе и тому подобное Если гипотетически провести терапию каузометрией украинскому обществу, в масштабах государства — есть шанс стать счастливыми людьми. Но если смотреть на это реально, то, по мнению Евгения ГОЛОВАХИ больше шансов достичь этого имеет молодежь. И не только потому, что у нее — больше времени... Подробнее — в интервью.

— Евгений Иванович, какова история возникновения каузометрии?

— С соавтором методики Александром Кроником мы познакомились, когда еще были младшими научными сотрудниками. Я учился в Москве в МГУ на факультете психологии, а аспирантуру закончил в Киеве, он — наоборот. Мы оказались в одном отделе — философских вопросов психологии Института философии НАНУ. В то время я занимался групповой психологией, а он — межличностным оцениванием. Вообще мы занимались с ним социальной психологией: его интересовало измерение психологического возраста, а меня — проблема движения, времени. Мы решили, что нам надо сделать свою концепцию того, как измерять психологическое время и психологический возраст как производный возраст времени (возраст измеряется временными координатами). Это было не так просто — к этому мы шли два года. Первая публикация называлась «К мотивации жизненного пути личности. Техника каузометрии».

Мы напечатали статью и издали ее в сборнике научных трудов в Москве. Потом начали писать книгу, возникла идея популяризировать метод, потому что это может быть очень интересно. Мы послали статью в журнал «Знания и сила». В советские времена это был научно- популярный журнал, который читала вся интеллигенция. Нас напечатали, а потом еще — около 10 статей. Методом заинтересовались: мы провели эксперимент с читателями и получили две тысячи писем... Потом к нам пришли режиссеры и мы сняли два фильма: «Интервью с собой» на «Киевнаучфильме» (режиссер Вячеслав Прокопенко), второй — «Стрела времени» — на Горьковской киностудии (режиссер Юрий Беспалов). Кстати, Беспалов снимал полнометражный фильм о времени и большая часть его была посвящена психологическому возрасту. Голос за кадром принадлежал Смоктуновскому.

Уже тогда каузометрия стала очень популярной. Метод работал для измерения времени, исследования жизненного пути человека, а потом у него открылись возможности корректировать отношение человека к своему жизненному пути: его начали применять психотерапевты и делают это и сейчас очень успешно, как показала наша международная научная конференция, которую мы провели на той неделе.

Очень интересное исследование на ней представил Владимир Хомик из Луцка — первый ученик Кроника. Он подготовил диссертацию на основе работы с подростками, подверженными алкоголизму, которые потеряли жизненную перспективу: при помощи метода он помог открыть им новые возможности самоопределения. Очень интересной является работа санкт-петербургских ученых (М. Чернышевой, Ю. Степановой, Т. Войт и других), которые работали с осужденными в колонии строгого режима — убийцами, бандитами. Психологи пытались помочь им найти новый путь после выхода на свободу. Кстати, эта работа получила высшую премию российской ассоциации психологов, потому что они не только изучали жизненный путь осужденных, но и реально корректировали — это давало свои результаты. Есть интересные исследования, проведенные в психиатрических клиниках, где специалисты работают с людьми, которые страдают неврозами или депрессией. Кстати, Александр Кроник работает ныне в США клиническим психологом с 90-летними. Он готовит их прожить до 100 лет: чтобы у них был смысл жизни и строит им перспективу на 10 лет.

— В чем суть куазометрии и как проводится коррекция личности?

— Этот метод позволяет человеку посмотреть на свою жизнь, переоценить прошлое, построить будущее и тем самым создать себе полноценное настоящее. Потому что по нашей концепции настоящее — это совокупность связей между прошлым и будущим. Насыщенность настоящего определяется насыщенностью этими связями. Если оно все разорвано или человек живет только в прошлом или только в будущем, то у него нет настоящего. А человек, который не живет в настоящем, ощущает кризис. Это может быть кризис нереализованности («буду жить тогда, когда достигну того-то») или кризис успокоенности («я уже все сделал»).

Измерение психологического возраста — несложная процедура, занимает 10—15 минут, а вот каузометрия требует 2—2,5 часов. Сначала человек определяет события своей жизни: в прошлом, настоящем и то, что его ожидает в будущем — нас интересуют связи между событиями. Есть показатели, по которым математически вычисляется, нормален ли жизненный путь у человека или есть отклонения. Если есть кризис, мы предлагаем ему пересмотреть свой жизненный путь, увидеть связи в прошлом (возможно, он их потерял, но они очень важны), найти события, которые будут иметь ценность в будущем и перестроить эту структуру, чтобы она пришла к норме. Главная идея: если психологическое время существенно опережает хронологическое или существенно отстает, то это признак кризиса. Значит, надо прогрессировать. Это не значит, что психологическое и хронологическое время должны совпадать, но они должны быть приближенными к хронологическому возрасту. Лучше, когда человек немного младше психологического возраста — это дает ему новые импульсы, но если он слишком молод — э то говорит об инфантилизме. Если слишком старый — есть пессимизм и потеря жизненных стимулов, такие люди нуждаются в существенной психологической коррекции. Важно, что от того, как человек построит свою жизнь в прошлом и будущем, зависит то, как он будет жить в настоящем. А если он живет только в настоящем по принципу «лови момент», он — несчастный, он будет нереализованным. Жизнь для него — это тот небольшой момент, который протекает, а он должен видеть перед собой перспективы и на это работать. Это очень интересно исследовать на подростках: Александр Кроник написал статью на основе работы с подростками, которые пострадали от ЧАЭС, с которыми он работал по программе «Уроки жизнетворчества».

— В нашем обществе ныне большинство людей живут будущим — постоянно ожидают, что новая власть сделает жизнь лучше...

— ... А сами ничего не делают! Пусть работают сами со своей жизнью — это мое твердое убеждение — и тогда выстроят ее себе, потому что власть ничего не сделает. Если надеяться на то, что придет Тимошенко, Ющенко или Янукович и тебе все даст — ничего не будет. Такие надежды не дают людям построить собственную жизнь и стать реалистами. Дело в том, что наши люди — экстерналы (есть два типа — интерналы и экстерналы; первые — ответственность за свою жизнь возлагают на себя, вторые — на других). Кстати, на Западе, куда мы все так стремимся, преобладают интерналы. Мы же не прошли капитализм — школу выживания индивидуализмом. Мы из феодализма попали в коммунизм, в патерналистские системы, которые навязывают человеку экстернальную позицию — о нем позаботятся. Поэтому нам следует еще долго эту школу проходить — она тяжелая... Иначе мы дальше будем требовать от власти сделать нас счастливыми, а сами будем несчастными.

— Как вы думаете, можно ли ныне заинтересовать людей таким методом, как это было 20 лет назад?

— Это дело психотерапевтов. Конечно, человек сам может измерять свой психологический возраст, но чтобы была система, должны работать психотерапевты. К сожалению, у нас пока что нет разветвленного сообщества профессиональных психологов, которые бы работали на постоянной основе, хотя на западе робота с психологом, психотерапевтом — это нормальное явление. Радует то, что у нас уже работают по методу каузометрии. Хочу отметить, что все зависит от человека: проблемы и кризисы есть у всех и их нужно уметь преодолевать. Мы не навязываем, а даем человеку инструмент работы со своей собственной жизнью.

— А если объективная реальность идет вопреки желаниям человека достичь успеха?

— Пусть изучают жизненный путь известных людей. А кто сказал, что все будет гладко? Ни в бизнесе, ни в науке — нигде гладко не бывает. Сколько раз нашу с Кроником книгу выбрасывали из планов — еще первую?! А я ходил и добивался, чтобы ее напечатали. Через год ее включили в план. А если бы не пошел? Если хочешь сделать большое дело — будь готовым к проблемам, и чем большее дело — тем большие проблемы. Если ты даже делаешь доброе дело, то не жди, что тебя будут вознаграждать. Какие тогда это добрые дела? Награда — другая: через 25 лет, потому что мы преодолели преграды. Кстати, мы же большую часть жизни прожили в тоталитаризме, но это не помешало нам сделать то, что мы сделали. Думаю, что каузометрия — больше для молодежи. Это им надо показывать, и они должны понимать, что никто не будет создавать идеальные условия. Так всегда было и всегда будет, особенно в этом мире, построенном на конкуренции. Наша молодежь более прагматична, более настойчива и более рациональна, чем мое поколение. Вообще среди них намного меньшее экстерналов. До 25 лет — преобладают интерналы, а после 30 — преобладают экстерналы. У молодежи нет опыта зависимости, опыта патернализма. Они уже воспринимают общество это как свое.

Подытоживая, хочу отметить, главный вывод: с жизнью надо работать. Она не является течением независимых от тебя обстоятельств и событий, жизнь — это то, с чем ты работаешь. Как ты выстроишь будущее, как будешь оценивать прошлое, таким и будет у тебя жизнь сегодня. Тогда она будет плыть не по течению. Планы же должны быть не оторванными от реальности, для этого они должны быть связанными с прошлым опытом, связями, направленными в будущее из прошлого. Для всех планов должна быть основа.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ