«ВЛАСТЬ — ЭТО ЖЕ НЕ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»
В последнее время уважаемый наш Президент очень болезненно реагирует на то, что политическая борьба предполагает переход власти от одного лица к другому. Власть — это же не частная собственность ныне действующего Президента. Выборы — это и есть посягательство на власть конституционным путем. Да! Это норма. Действительно, другие политики хотят прийти к власти, забрать ее у нынешнего Президента. Это предусмотрено Конституцией, и так везде всегда делается. А если рассматривать власть как частную собственность — тогда, конечно, это может вызвать серьезное раздражение.
Но я не знаю ни одного показателя ни на уровне макроэкономики, ни на уровне производства, ни на уровне социальной сферы, которые бы оправдывали претензии Кучмы на новый срок. Он все сделал, чтобы Украина вернулась назад в 70-е, а по некоторым параметрам — в 50-е годы. Это в результате его президентства общество пошло назад. Президент опустил Украину до своего уровня. Я свою задачу вижу в том, чтобы поднять и Украину, и этот уровень. А Президенту я задал бы один вопрос: «Почему вы не отчитались за пять лет президентства?».
«КРЕСТ НА ГОЛУБОЙ МЕЧТЕ О ФАЛЬСИФИКАЦИИ»
Почему так холерично, истерично отреагировала команда действующего Президента на каневское соглашение? Потому что оно ответило на некоторые неотложные вопросы, которые возникли в обществе. Прежде всего, соглашение показало, что среди политиков есть люди, которые могут договориться и тактически или стратегически решить вопрос выборов уже в первом туре. Это соглашение, по сути, поставило крест на голубой мечте сторонников нынешнего Президента о том, что выборы можно будет сфальсифицировать. Всем понятно, что, объединившись, Марчук, Ткаченко и Мороз, а также и Олийнык способны обеспечить полную нейтрализацию фальсификации.
Второе. Это соглашение также поставило крест на технологиях запугивания, которые сейчас используются на всю мощность — запугивания и избирателей, и руководителей предприятий, местных Советов, предпринимательских структур: примеров достаточно, что сегодня, по сути, проверяющими органами развернут морально-психологический террор.
И последнее. Главное, что соглашение перепугало потому, что выборы, как выясняется, могут быть проиграны в первом туре нынешним Президентом.
Что касается лидера КПУ Симоненко, то у меня очень большие сомнения, что он присоединится к нашему соглашению. Я был свидетелем разговора с ним 24 августа, когда заканчивалась работа над соглашением. Мне показалось, что Петр Николаевич никогда его не подпишет. И первая причина — это амбициозность Компартии, которая приняла решение, что только КПУ и ее кандидат могут победить на выборах и взять на себя ответственность за ситуацию в стране. И второе. Когда Петр Николаевич не подписал соглашение «За честные выборы», я не слышал внятного ответа с его стороны, но неподписание этого соглашения ставит Симоненко в один ряд с Кучмой и Витренко. В этом есть некая закономерность.
«ЕДИНЫЙ КАНДИДАТ — ЭТО РЕАЛЬНО, НО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕПРОСТО»
Мы не настолько наивны и не находимся в политических иллюзиях, чтобы считать это легким делом. Каждый из нас имеет свои амбиции, своих избирателей, и, ясное дело, что каждый из нас сегодня уверен, что именно он будет единым. Для вас это не секрет. Поэтому этот путь еще нужно пройти. Да, он будет непростой. Но мы не можем зацикливаться только каждый на себе, мы исходим из того, что нам хватит здравого ума, может быть в тяжелых муках, может быть, даже с некоторыми потерями, но договориться.
Но уже сейчас мы точно знаем, что есть наше общее видение структуры правительства, я имею в виду личностей, отношений центр — регионы, тех проблем, которые накопились во взаимоотношениях местного самоуправления и представителей госадминистраций и т.д. Есть огромное количество проблем, решать которые надо уже сегодня, по которым мы имеем очень близкие или одинаковые взгляды.
Отвечая на часто повторяющийся вопрос, заявляю: я не боюсь упреков в изменении политических позиций. На первой же пресс-конференции после подписания соглашения «За честные выборы» звучали очень острые вопросы тестирующего характера — и по земле, и по символике, и по Западной Украине, по историческому послевоенному прошлому — мы в ответах были очень разными. И я далек от того, что, допустим, Ткаченко заблуждается в том, что я изменю свои взгляды, и я не заблуждаюсь в том, что Ткаченко поменяет свои взгляды. То же касается и Мороза. Хотя предпринимаются примитивные, очень грубо циничные попытки власти по подмене понятий — соглашение политиков преподносится как некий союз, который унифицировал все их мировоззренческие взгляды. Это называется спекуляцией, потому что соглашение совершенно не означает, что каждый из нас вдруг перешел на некую универсальную доктрину троих. Это абсурд.
Есть самый главный принцип, исходная позиция, которая нас объединяет: за последние пять лет разгром экономики больше, чем за годы фашисткой оккупации. И разве не может объединять политиков та опасность для страны, которая особенно заметна в информационной сфере? А если действительно в Крыму «накат» на телекомпании только потому, что они не поют осанну нынешнему Президенту, и на СТБ закрываются счета — это разве не может объединить политиков, которые, будучи разными по мировоззренческим взглядам, но исповедующими демократические принципы, хотят упразднить тот маразм, который сейчас процветает...
Одного кандидата мы назовем тогда, когда договоримся. Но я думаю, что это будет не позже, чем за две недели до выборов. Если это произойдет, то огромная вероятность того, что выборы закончатся в результате этого соглашения в первом туре. Собственно, это и есть главная причина истерического реагирования команды Кучмы — вплоть до непристойностей, языка подворотни и регулярных публикаций в газете «Факты».
«ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ НЕ ИМЕЕТ СРОКА ДАВНОСТИ»
Сегодня стараются загнать людей в состояние полной обреченности, и мы должны сломать этот страх. Мы найдем управу на всех, кто забыл о Законе. Многие главы администраций — очень безграмотные в правовом смысле люди. Они даже не заметили, как насовершали преступлений по статьям Уголовного кодекса: о злоупотреблении властью, злоупотреблении служебными полномочиями. И мы еще докажем, что, по существу, происходит воровство бюджетных денег. Государственные чиновники в лице губернаторов и их заместителей собирают на «накачки» людей, запугивая директоров, руководителей предприятий. То есть, госаппарат, находясь на бюджетных зарплатах, занимается предвыборной агитацией в пользу одного кандидата, что категорически запрещено законом о выборах президента. Таких совещаний они напроводили с микрофонами, с записью, а кое-где и с участием прессы, абсолютно не предполагая из-за своей полнейшей правовой безграмотности, что этим они демонстрируют, как за бюджетную денежку ведут пропагандистскую, агитационную, запугивающую работу в пользу кандидата в президенты Кучмы. Натворили много, сами себя задокументировали. Причем, такое впечатление, что чуть ли ни наш юрист рекомендовал, как правильно документировать подобного рода противоправные дела. А оправдываются приблизительно таким знакомым нам подходом: «Победителей не судят». Нет, это уже архаизм. Сейчас за это будут отвечать все. Срока давности за злоупотребление властью нет.
«ПОД ПРОШЛЫМ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДВЕДЕНА ЧЕРТА»
Я заявляю и уверен, что в этом я абсолютно прав: Украина, весь ее народ, все национальности неизбежно пройдут путь гражданского примирения. Сегодня еще крайне левые и крайне правые вытягивают из исторического прошлого то противостояние, в том числе и кровавое, и драматическое, и втягивают его в новое время, пытаясь вовлечь в него не только себя, но и молодых людей, которые не хотят этого. Вот возьмите в Крыму 15-летнего парня, который смотрит в будущее и спросите — ему хочется с 15-летней девушкой из Тернополя продолжать вести гражданскую войну прошлого. Никто не хочет этого. Я уверен, что в Украине в конце концов все поймут политика, который возьмется за то, чтобы пройти со страной через акты гражданского примирения. Вы вспомните мои слова, это будет в течение ближайших 5—7 лет. Невозможно нации, народу двигаться эволюционно в своем развитии, если есть такая тяжелая болезнь прошлого, если не подведена под прошлым черта. Я понимаю, что вокруг этого моего подхода есть немало спекуляций, в том числе используемых в предвыборной борьбе. Но я уверен, что политик должен быть честным, даже в такой критический момент, как президентские выборы.